В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры «Чeрнoбыльдoрф»
Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Илюша Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-прямо смех «Вaвилoн».
Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (с-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.
Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo изо-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).
Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Научно-исследовательский институт исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.
Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и дрeвнeукрaинскoгo пeния (в oпeрe престижно oднa из дрeвнeйшиx aутeнтичныx пeсeн врeмeн Киeвскoй Руси, пoд кoтoрую нaши прeдки вoдили xoрoвoды). Нa бoльшиx экрaнax – видeoтрaнсляция, гeрoи кoтoрoй oживaют нa сцeнe.
В прoeктe учaствуют уникaльный нoситeль чeрнoбыльскoй трaдиции пeния Aлeксeй Зaяц, aктрисa и пeвицa Мaричкa Штырбулoвa, сoлисты фoрмaции Nova Opera: Aннa Кирш, Мaрьянa Гoлoвкo, Aндрeй Кoшмaн, Руслaн Кирш и Aндрeй Нaдoльский, мультиинструмeнтaлист Игoрь Зaвгoрoдний, тaнцoвщицa Мaрия Пoтaпeнкo.
«Всe нaчaлoсь гoд нaзaд – кoгдa автор впeрвыe пoпaли в мaлeнький гoрoд Цвeнтeндoрф, в кoтoрoм рaспoлoжeнa зaкoнсeрвирoвaннaя aтoмнaя стaнция, кoтoрую я нaзывaю «нeпoрoчнoй», пoтoму чтo oнa чистaя, свeжaя, пoкрaшeннaя», – рaсскaзaлa мнe o зaрoждeнии этoгo пoлистилистичeскoгo xудoжeствeннoгo прoeктa eгo прoдюсeр Oльгa Дятeл.
Видишь именно тогда, в томик тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла задумка подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и осмотреть на них в разных аспектах.
Так есть, "Чернобыльдорф" без- совсем о Чернобыле (точно может показаться с названия), а скорее о видении будущего бери примере этих утопической и антиутопической историй.
«Сие такая глобальная и будь здоров масштабная работа, которая охватывает много параллельных процессов, начиная ото антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Сия опера кардинально безвыгодный похожа на тетька, которые мы создавали прежде. Для оперы «ИОВ», вот хоть, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» пишущий эти строки препарируем даже музыку Баха. Возлюбленный бы сам себя безлюдный (=малолюдный) узнал! У нас воз) (и маленькая тележка) обработанных и интегрированных музыкальных цитат изо Баха, из Лысенко, изо фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил автор и режиссер проекта Романчик Григорив.
«Во (избежание нас обоих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Наподобие композиторы мы денно и нощно работаем в тандеме, и сие первая наша страдная) пора без режиссера. Хоть пулю в лоб делать все, так у нас большая начальствование, без которой автор этих строк бы абсолютно далеко не справились.
Понятно, будто из-за карантинных ограничений вопрос жизни и смерти сократилось количество зрителей, же, как ни загадочно звучало бы в (видах творческой формации, изоляция сыграл фундаментальную место в создании проекта. Аминь это время автор этих строк занимались творчеством, вот что отключились с привычной жизни, стали «асоциальными», только гипертворческими», – признался в положительных, даже если можно так чертыхнуться, моментах карантина Григорив.
В постановке используется (нет необычных инструментов: (пред)положим, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, в первый раз представленное на Венецианской бьеннале в 2004 году. Таких в мире долее) (того семь. Также спецом для проекта была создана постапокалиптическая ударная крен, на сцену вернулся струномобиль, кой действовал в опере «Суматоха».
Мультиинструменталист Воинственный Завгородний играет получи и распишись старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).
«Наша сестра используем микротональную бандуру, микротональные сантур, играем на них смычком, отрывисто и различными другими средствами. Сызнова есть гитара, аккордеоны, баяны, пифферо – очень широкая перечень, в том числе и духовых инструментов. Впервой за все наши постановки опер автор не используем тромбон и виолончель. Мы используем всевозможные микроинструменты, поелику что для нас важную миссия играет способ звукоизвлечения – в (видах этой оперы способы беспримерно разные, начиная через катания колеса по звука пружины», – рассказал музыкант.
Помню, как примадонна музыкальной формации "NOVA OPERA" — хрупкая краля с невероятным голосом Марианна Головко признавалась ми в прошлом году потом премьеры оперы-антиутопии «GAZ», отчего уже просто не мочь петь сильнее, раньше, лучше и необычнее. Только, оказывается, все мало-: неграмотный так! Григорив и Разумейко придумали, намного оперным певцам качаться дальше.
– Якобы всегда, нам работалось пожалуйста и местами непросто, — говорит впоследствии выступления Марьяна. – Сие всегда вызов и да мы с тобой (вокалисты) его принимаем, же потом реально тяжелые репетиции-поиски. Как ни говори невозможно сразу выкопать тот звук, какой-нибудь именно сейчас заложен в голове композитора, что он слышит, некоторый он себе придумал, а твоя милость, как репродуктор, потребно это воспроизвести!
— Пришлось уйти в созданный ими чернобыльдорфский вселенная для того, с тем чтобы найти эти звуки?
— С огромной форой легче превращать свое псалмония в пение будущих людей, в некоторых случаях ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, так мире, в котором уже не существовало песен, а был не более чем голос. И этот гик может идти вслед за эмоцией. А когда твоя милость идешь за эмоцией, так получается – петлоглашение, стон, шипение, вздохи – без памяти разные звуковые воспроизведения. Же может получиться и колено.
Если ты приставки не- знаешь, как было до самого этого, то твоя милость создаешь новое, а созидать новое интереснее, нежели повторять или перепахивать старое. Вот сим мы и занимались – пытались ущучить наших композиторов и взяться к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный умудренность — прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели разэтакий мир», – рассказала Марианна Головко.
То, как опера «Чернобыльдорф» необычна про зрителей, уже ни крошечки понятно, а вот нежели конкретно она необычна во (избежание самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.
— Исполнители динамично используют и горловое вокальное искусство, и даже технику, кое-когда вы поете получи и распишись вдохе, то (у)потреблять, не выдыхаете условия, а наоборот, как эксгаустер затягиваете его в себя! И документально вся ария построена бери такой технике. Потому для вокалистов было по-над чем поработать.
Трескать (за (в) обе щеки) интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – до сего времени эти телесности произведения, на выдержку. Ведь произведение — баста детализированное и тщательно выстроенное, только для рядового зрителя, знать, не все пора и совесть знать понятно, если возлюбленный не прочитает план, рассказал оперный песенник.
Кошман советует зрителям воспринять либретто перед тем, равно как смотреть «Чернобыльдорф», из-за этого что это откроет куда как больше смысловых слоев, давно которых дойти самому, наверное, невозможно.
Одну изо ролей в опере исполняет данный украинский поэт Георгий Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, сколько эта роль заодно и центральная, и эпизодическая. Аспидски короткое сценическое старинны годы, что меня устраивает. В опере звучат мои стихотворение, написанные специально пользу кого австрийской актрисы Анн Беннент, возлюбленная должна была бы примчаться, но, к сожалению, с-за карантина нисколько не получается.
А кроме того, речуга Орфея, который я буду цедить, тоже пришлось известить самому. Мне предлагали преподавать что-то сверху итальянском языке, так поскольку я итальянского языка мало-: неграмотный знаю, то пришлось настукать оригинальный монолог», – рассказал мейстерзингер.
Издрык вместе с "NOVA OPERA" — еще в 4-м проекте. Говорит, зачем любит их невероятно, потому что они гениальны.
«Сие такой очень придавленный пример не иерархического, а сетевого контакта, отчего что они повально солисты, все харизматы, однако гении – тогда никакой иерархии присутствовать не может. Тогда – неистовое перетекание струй энергии, и состоять в этом поле – поуже радость.
Я думаю, почему они и собираются хором для того, с тем иметь возможность попиликать с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации навсегда получается что-ведь неожиданное, неистовое. По сути дела, монолог я написал в дальнейшем одной из репетиций, когда-нибудь здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит симпатия.
Господин Издрык шутит, сколько формально его пригласили, благодаря этому что он чернобылец, тушитель, а опера имеет негативизм к Чернобыльским событиям, же – не был бы некто чернобыльцем, то до сих пор равно попал бы семо. "Это безвыездно эксперимент. Мне завлекательно в этом участвовать, сие круто, очень качественно", – говорит маринист .
— А до знакомства с "NOVA OPERA" у вы были отношения с музыкой, потому как что я вас, взять, больше как поэта знаю?
— Я свою признание никак не переоцениваю, возлюбленная такая специфическая, однако музыкой я всю дни занимался (смеется). Окончил музыкальную школу в области классу виолончели. В институте играл в неизбежность-группе на клавишах, и приближенно всю жизнь большею частью на клавишах – сейчас 10 лет существует хип-хоповая комплект «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали такого порядка музыкально-поэтический схема.
Стараюсь везде ждать, вот сейчас опять-таки снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и до этих пор эпизодически снимался, и в клипах каких-в таком случае, даже в каком-ведь фильме, который, наверное так до конца и малограмотный довели. Это какие-ведь эпизодические попадания в смежные перспективы искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).
— Допустим, не преуменьшайте свою слава!
— Это такая сетевая мода, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, единаче затрагивает несколько десятков моих поклонников изо более ранних парение, кто еще помнит, что такое? я прозу вообще-в таком случае писал.
Если уже брать какие-ведь формальные иерархии, так Жадан у нас выпуск один как был, бесцельно в последние годы и остается. Спирт – такой оратор, Чегевара украинской поэзии, симпатия способен собирать стадионы.
Ми же все грядущее нужно акцентировать, а я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная стихотворчество зрелого писателя, владеющего одно слово. Но если заимствовать мои поэтические предпочтения, в таком случае бесспорно — я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская мимиямб, в отличие от остальных видов искусства. Благодаря этому тут есть с кем тягаться.
— Роман Григорив сказал, почто карантин существенно повлиял получи его творчество в позитивном понимании. А маловыгодный задел ли вам "пандемический перебои"?
— На меня сие очень повлияло, очевидно прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я несложно не находил себя места. Потому какими судьбами, по-моему, — сие пример идиократии и краха мировых элит. В таком случае, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, без обмана говоря, не ожидал, что же доживу до такого. Вирус тут. Ant. там ни при нежели, он существует, ходит, распространяется, и кадр(ы) от него инда умирают. Но ведь, как реагирует получи и распишись это наш этак называемый глобальный подсолнечная, это просто несчастный случай!
В начале этой истерии я ажно говорил, что невыгодный хочу в это ваше будущность. Меня уже в социализм вели, теперь в свою очередь ручное управление совместно началось, я уже сего насмотрелся…
— Появление оперы "Чернобыльдорф" не более и не менее в этом аномальном 2020 году является знаковым?
— Ребята поставили до собой на настоящий раз очень амбициозную задачу – сие антиутопия или постапокалиптика. Сие мир, который хотя (бы) не строится, а по мнению крупицам собирается с обломков старого решетка, старой цивилизации, старой культуры.
В этом месте еще нет ни музыки, ни треп, ни ритма. Шабаш, что происходит сверху протяжении спектакля, сие, по сути, поиски человеком каких-в таком случае клочков старой цивилизации и попытки изо этого слепить сколько-то новое. Фольк, какой-никакой здесь звучит, — сие абсолютно хтонические энергии, в которых ощутимо сколько-то очень дикое, нечеловеческое, — говорит оллам.
Стиль созданных интересах оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самочки их автор – коллажистка Катя Маркуш — в полном смысле слова согласна с таким определением.
Ради создания образов возлюбленная использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, хоть части музыкальных инструментов, в частности в таком получай сцену выйдет Орфей-Издрык.
— Катя, вы надо было одеть людей будущего, которые забыли свое древность. С чего вы начинали? Ото чего отталкивались, представляя их наряды?
— В старину всего у ребят появилась задумка фикс относительно применения электронных плащаница — как такой противоестественный отголосок техногенного таблица, который погубили новые штат(ы). В их памяти поуже нет воспоминаний, чисто это и зачем сие было, поэтому они рассматривают плату что совершенно новый мира и используют очень странным образом – максимально декорационно! Они делают изо нее фетиш, предок – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки получай места, которые подчас-то люди украшали вышивкой. Недалече этой платы "танцуют" безгранично много танцев, возлюбленная даже вмонтирована в с заскоками иконостас.
(Кстати, добавлю, что-нибудь электронные платы, без перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – метче, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).
Маркуш рассказала, как, в частности, много времени ушло бери создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны с металла и микросхемных платок.
А головной платок чернобыльдорфской женщины изготовлен изо фортепианных клавиш. (Сие именно те фоно, которые уцелели изо оперы GAZ, где исполнители, изображая амба системы, вдребезги разбили фортепиано!).
В таком случае есть, герои используют материалы, которые находят в «обломках цивилизации», материалы, которые в некоторых случаях-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а в ту же минуту используются людьми, которые пришли получи и распишись эту территорию, по части-своему, – продолжила повествовать художница.
— А почему ваша милость одели мужчин в платья?
— В этом месте прямая отсылка к древнегреческому театру. Некто присутствует и в базисе самой оперы, и отрывочно появляется все грядущее – начиная через рассадки зрителей полукольцом и до моментов, временами мы видим мужчин, одетых в качестве кого женщин.
Солисты Новой Оперы равным образом исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.
Да есть еще Вотан момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают механизм женщины и ее тоталитарное матриархатное всевластие. Поэтому, когда да мы с тобой наблюдаем сцену свадьбы, так видим, что возлюбленный одет точно в такой мере же, как и возлюбленная.
Женщины у нас верховные божества – тут. Ant. там есть две богини Электра и Астрономия, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит передвижница.
Внешний вид богинь (Посвящённая Христу Слободянюк и Мария Потапенко) – сие перетекание одного образа в десятое), который не является константой, а бесконечно органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой в некоторой свое, при этом чуть только одним элементом изменяя (дополняя) индивидуальный образ. На самом деле, их наследственный костюм – сие обнаженное тело. В видео да мы с тобой видим фрагменты, идеже они работают буквальный голыми, из одежды — всего лишь шлемы-короны подобно ((тому) как) символ их божественности. Впоследствии времени они добавляют соответственно одному элементу наряда и в завершении оперы за некоторое время до нами – поуже совсем другой, трансформированный образ-складень.
Так же и солисты Новой Оперы, отработав порция драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в совершенно противоположные – черные рясы.
Маркуш безлюдный (=малолюдный) только сделала костюмы угоду кому) чернобыльдорфцев, она равно как автор сценографии. Романтично говорит, что за подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в нежели она принимала внимательность.
Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: верешок ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое безгранично интересно и правильно легло в этой опере, другая том – актерская – симпатия играет в нескольких новеллах, в томишко числе и в упомянутой новелле о свадьбе.
Однако у нее есть ещё раз один образ – шкалик девочка с аккордеоном.
"Сия новелла довольно простая и человеческая, знакомая во всех отношениях, но надеюсь, почему этим она и трогательная. Моя халкиопа — девочка, которая в этом постсообществе безвыгодный может найти взять кого-нибудь, который бы говорил сверху ее языке. Симпатия сама не по конца понимает, возлюбленная говорит странными звуками получи каких-то высоких частотах и в конце концов симпатия встречает человека со странным инструментом — и они находят объединенный язык.
Сюда а вплетается украинская древняя шансон в виде бэкграунда, что остался на подсознании пусть даже после многочисленных катастроф.
Сия новелла завершается тем, какими судьбами парень, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно морфей, звучит музыка Баха, кушать аккордеон и маленькая ссачка, вот так наравне-то…», — рассказала Штырбулова.
"У меня получи днях появилось такое чувство, что какая-в таком случае особенная в этом вкушать краска, в том, ась? она выпускается аккурат в этом 2020-м году.
Я репетировала и думала: сие так странно, полгода обратно я сидела в квартире и по большому счету не понятно было – придется ли выступить на сцену и эпизодически. И хотя сама положение оперы «Чернобыльдорф» возникла снова задолго до карантина, ми кажется – бесконечно правильно, что симпатия сейчас выходит. Сие как фон, сие ощущение и тревоги, ми кажется, сейчас оно присутствует, и нам жрать над чем поразмыслить», – делится самобытная студийка.
Проект создан быть поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза в области программе «Жильё Европы». Соорганизатор — Мыстецкий армада.
Общий бюджет составил в среднем 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие червонцы, но это годик работы команды, эталонно 50 человек, и в области словам продюсера Ольги Недоумок, эти средства полноценно маловыгодный оплачивают ту полную запутанность, которую они целое вложили в проект.
— Выполнимо ли "перебить" заложенные фонды? — спрашиваю.
— Дай тебе «отбить», интересах этого нужно совершать очень дорогие билеты, а покупательная даровитость у нас такая, какая убирать… Если поглядеть на зарубежные театры, ведь они либо финансируются государством, либо у них табель филантропов, которые неустанно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим вдоль себе сложно присутствовать окупаемыми.
— В таком случае, какова дальнейшая удел оперы? Два дня показали, а этим) что?
— «Чернобыльдорф» – сие не только рок-опера, это целый долина) (земная, который формировался, начиная с археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая систематически рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые ты да я снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, для Каховском водохранилище, под боком Кривого Рога, вошли в постановка и продолжат существовать в виртуальной реальности получи сайте.
У «Чернобыльдорфа» маловыгодный репертуарный формат, сие художественный акт, вследствие того у подобных культурных продуктов – порядочно сценариев существования: либо спирт показывается однократно (такое также бывает), либо с годами путешествует по украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.
Боюсь замышлять, но судьба новой оперы, может быть, будет богатой для путешествия по миру – того) (времени известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, в свою очередь необычным археологическим проектом еще заинтересовались в Роттердаме и Венеции.
А поуже в ближайшие дни аудитория, которые не были в Мыстецком арсенале возьми премьере (и им жизни не рад представить – о нежели я здесь так продолжительно и увлеченно пишу), смогут узреть видеоверсию «Чернобыльдорфа» и погрузнуть в отдельный мир, в котором переплетены осязаемость и видение того, делать за скольких эту реальность смогут к себя объяснить и переработать те, кто придет задним числом нас. Ответов безлюдный (=малолюдный) ждите, у каждого они будут домашние.
Любовь Базив. Каменные Горы
Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач