Трaдициoннaя вышивкa, кoтoрoй, пo рaзным oцeнкaм, oт 100 дo 200 лeт, мoжeт исчeзнуть
Xмeльнитчинa, кoтoрaя являeтся чaстью Пoдoлья, выдeляeтся срeди другиx этнoгрaфичeскиx рeгиoнoв тexникaми, oрнaмeнтaми и цвeтaми вышивaнoк. В прeдeлax oблaсти кaждый рaйoн и дaжe сeлo имeют свoи нeпoвтoримыe мaркeры, пo кoтoрым вышивaнку мoжнo идeнтифицирoвaть.
В Дeнь вышивaнки Укринфoрм знaкoмит читaтeлeй с трaдициями xмeльницкoгo Пoдoлья и уникaльнoй вышивaнкoй сeлa Зинькoв. Oнa пoрaжaeт свoим крoeм и oфoрмлeниeм, нo мaстeриц, кoтoрыe умeют тaк вышивaть, пoчти нeт. Пoэтoму сeгoдня крaeвeды и истoрики oбeспoкoeны, чтo этoт элeмeнт культуры мoжeт исчeзнуть, a зинькoвскиe вышивaнки oстaнутся укрaшeниeм рaзвe чтo чaстныx кoллeкций и музeeв.
НИЗЬ И КРEСТИК
Кaндидaт истoричeскиx нaук, дoктoрaнт Институтa искусствoвeдeния, фoльклoристики и этнoлoгии им. М. Т. Рыльскoгo НАН Украины, изыскательница традиционной подольской одежды Яна Иваневич рассказывает, почто вышивка Центрального Подолья, к которому относится приём Хмельнитчины (другая – к Волыни, — авт.), весть разноцветная, поскольку вобрала характерные особенности соседних регионов Западного, Буковинского, Восточного Подолья и Волыни, а местные мастерицы делились своими традициями.
"В противном случае на территории Украины зарегистрировано более 150 видов технарь, то практически жинка из них была известна держи Подолье. Из этой половины только-тол несколько видов неважный (=маловажный) использовались на территории Центрального Подолья. К преобладающим (использовались сильнее 60% населения региона – авт.) тогда принадлежали низинка тож низь, низзя и на кочерге или обычный крестик. Низь – сие древняя вышивка, которая была распространена с XVIII и поперед начала ХХ века. Крестик но начал распространяться в конце XIX века. Низинка – архи эстетичная, но сложная техническое оснащение, поэтому крестик быстрее принял эстафету первенства", — отмечает Иваневич.
К распространенным техникам (использовали через 10 до 60% населения – авт.) относятся накалывание, вырезывание, занизывание, цепочка, горизонтальные стежки, стебновка, штаповка, согласно брыжам, различные перспективы мережек, ретязь, затяганка, збиранка и некоторые люди. Среди редких (использовали поменьше 10% людей – авт.) – в прикреп, золотое тачание, зерновой вывод, лиштва, низинный снурок, полукрестик, розчохи (розщохи), соловьиные глазки, стебельный шов, многочисленный фальц, вышивка бисером.
В соответствии с словам исследовательницы, в одной вышиванке мастерицы обыденно сочетали несколько технарь, декорируя ими разные ее элементы.
Белый цветок Иваневич добавляет, который, украшая вышиванку, мастерицы Центрального Подолья использовали архаичные склад орнаментации, самые распространенные с которых — дерево жизни и чертеж женской фигуры с расширенной к низу треугольной одеждой и поднятыми выспрь руками и головой, а равно как мотивы украинской народной орнаментики – геометрические, зооморфные и антропоморфные.
Цветовая буква хмельницких вышиванок имеет близкие особенности. Как объясняет обследовательница, для северо-центральных районов области (полдень Староконстантиновского, Старосинявского, Красиловского районов) паче характерны красно-черные цвета с незначительным вкраплением других цветов в середке орнамента. Для вышивки центральных районов (Виньковецкий, Волочиский, Городоцкий, Деражнянский, Летичевский, Проскуров, Чемеровецкий, Ярмолинецкий) характерны тетенька же красно-черные цвета, к которым добавляют янтарный, зеленый, синий, темно-красный. В южных районах (Новоушицкий и Каменец-Подольский) встечаются сочетания светлых цветов – молочного, желтого, фиолетового, розового. Быть этом вышивка белым по части белому была характерна для того всего Центрального Подолья.
Традиционные вышиванки Центрального Подолья
Аня Иваневич отмечает, чисто примером почти чистого крестика является зиньковская вышивание. Основную орнаментику пазухи, плечевых уставок и предплечья женских рубашек в Зинькове вышивали крестиком, а дополнительными техниками украшали нарукавники, горловину, пазушный разрез.
«Потому что крестик был распространен в конце ХІХ – начале ХХ в., так можно говорить, точно зиньковская вышивка возникла в начале ХХ в., во всяком случае наибольшее развитие и растекание получила в 1920-х годах», — добавляет Иваневич.
Серебристо-синий ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕНОК Для БЕЛОЙ ВЫШИВАНКЕ-МОРЩИНКЕ
Об этой вышиванке известного сверху Хмельнитчине села рассказали сестры Вака Когут и Галина Бернацкая, которые основали дискотека "Хранители истории Зинькова" и инициировали плод вдохновения музея при Зиньковском лицее.
Нежный пол говорят, что в местном музее хранится традиционная во (избежание села праздничная вышиванка, которой орие 200 лет, благодаря чего считают, что искусство этой вышивки возникла вперед, чем на рубеже ХІХ-ХХ вв. Фотографии здешних вышиванок поражают своим фасоном и декором.
«Сапфирный цвет с цветами – сие традиционная зиньковская шитье. Если надеть такую рубашку, так орнамент на ней складывается в миллефиори в виде венка alias гирлянды. Орнаменты симметрично располагались что на передней, бесцельно задней стенке вышиванки», — говорит Галиха Бернацкая.
В музейных фондах и частных коллекциях попадаются тоже зиньковские рубашки, вышитые черными нитками с добавлением синих, а в свой черед синими с зелеными и голубыми цветами.
Валена Когут добавляет, что-что сначала в Зинькове вышиванки создавали только лишь вручную, а когда в селе в 1928 году появилась первая швейная машинка Singer, возникает и машинная ажур. Параллельно с этим продолжали расшивать руками, свидетельством почему являются наряды 1950-х годов.
Собеседницы объясняют, зачем традиционная зиньковская вышиванка была с подтычкой (пришитая нижняя раздел рубашки – авт.) и выглядывала изо-под юбки. Ее дно украшали так называемыми «качалочками», которые похожи получай технику «вышивка» (ажурная филе – авт.).
"Зиньковская вышиванка была уставкового будто, то есть уставки вшивали и собирали их складочками и закрепляли отделочным швом в виде пухлика, вследствие чему создавалась выспренность широкого рукава. Рано или поздно были пришивные широкие нарукавники. Это вышиванки-морщинки, в таком случае есть собранные ложбинка и горловина в мелкие складочки и неотменно с воротником-стоечкой. Для того такого наряда использовался отличительный для Подолья субчик кроя и геометрически-постный орнамент. Что касается вышивки нате спине, которую наша сестра видим на зиньковских рубашках, сие тоже подольская нестандартность", — акцентирует Линуша Иваневич.
Почему в Зинькове чтобы рубашек выбрали не больше и не меньше синий цвет, черт. Правда, ни возьми одной вышиванке приставки не- встречаются одинаковые дары флоры. Хотя венок держи зиньковских рубашках встречается никак не всегда. Исследовательница говорит, в чем дело? это может находиться (в присуствии) одна из разновидностей местной вышиванки может ли быть своеобразная интерпретация мастерицы.
Валюся Когут и Галина Бернацкая рассказывают опять же о традиционном зиньковском строе. В него в один голос с вышиванкой входили женщина с бархатным поясом и экий же вставкой внизу, платок и сапоги иначе говоря ботинки.
Зиньковский гармония
О мужской зиньковской вышиванке несомненно очень мало. Уцелевшего наряда безвыгодный сохранилось, но с местных рассказов само собой разумеется, что у мужчин рубашки завязывали соприкасаясь шеи сбоку.
Оберечь НЕВОЗМОЖНО ПОТЕРЯТЬ
Невзирая на свою странность, традиция зиньковской вышивки нонче под угрозой исчезновения.
(языко отметила заведующая отделом научно-методической работы и народного творчества Хмельницкого областного научно-методического центра культуры и искусства Лёля Соснина, сейчас рассматривают риторический вопрос о внесении зиньковской вышивки в местный список элементов нематериального культурного наследия, который-нибудь содержит уже 9 позиций.
"А другая там всего, зиньковскую вышиванку автор этих строк будем вносить в наличность как элемент, который-нибудь требует немедленной охраны. Мастериц, которые отшивают рубашки вдоль старинным образцам, становится до сих пор меньше, и есть опасность, что такие вышиванки останутся в какие-нибудь полгода украшением частных коллекций и музейными экспонатами. Возьми сегодня есть не более одна такая достойница", — говорит Соснина.
Возлюбленная добавляет, что в один другой цветовой гамме и оформлении одной породы вышиванки встречаются в соседних селах — Адамовке и Станиславовке.
Поддержание местной вышивки поможет отнюдь не только возродить традицию, так и популяризировать Зиньков промеж туристов. Живописное селище. Ant. город заинтересует путешественников руинами замка, деревянной церковью Святого Михаила Архангела, костелом Пресвятой Троицы. Окромя того, гурманы найдут на этом месте знаменитую зиньковскую черную колбасу и зиньковский бездрожжевой гренок.
Ирина Чирица, Житомир
Фотомордочка Валентины Когут и Лилии Иваневич