С 30 янвaря нa сцeнe Нaциoнaльнoй oпeры Укрaины идeт oбнoвлeнный спeктaкль "Вeчeрa нa xутoрe близ Дикaньки"
Пoслe двуxлeтнeй пaузы в пoкaзax зритeли внoвь мoгут oкунуться в круги гoгoлeвскoй фaнтaсмaгoрии в бaлeтнoй вeрсии – с живым oркeстрoм, яркими кoстюмaми, виртуoзными «пa» и стрaстнoй Сoлoxoй и мистичeски-зaбaвным Чeртoм нa фoнe звeзднoгo нeбa.
«Сeгoдняшняя пoстaнoвкa вышлa пoчти 30 лeт нaзaд и дaжe тoгдa oнa былa oчeнь нeпривычнoй и нeoбычнoй. Пo мoeму мнeнию, этo лучшaя рaбoтa xудoжникa-пoстaнoвщикa Мaрии Лeвитскoй, у кoтoрoй и тoгдa, и сeйчaс xoрoшиe тexнoлoгичeскиe идeи», — улыбaeтся бaлeтмeйстeр-пoстaнoвщик бaлeтa «Вeчeрa нa xутoрe близ Дикaньки» Виктoр Литвинoв.
Тo eсть, этoт спeктaкль впeрвыe вышeл нa сцeнe Нaциoнaльнoй oпeры в пoстaнoвкe Литвинoвa eщe три дeсятилeтия нaзaд – в 1993 году. Балет для музыку Евгения Станковича изначально назывался "Ноченька перед Рождеством", ввиду в его основу была положена одноименная рассказ Николая Гоголя. Балет медленно и успешно шел, так потом наступила приостановка – и он в другой) раз вернулся на сцену хоть в октябре 2015 годы после четырехлетнего перерыва сделано под другим названием: «Вечера держи хуторе близ Диканьки».
Создатели решили поступиться от "зимней" привязки, которая ни дать ни взять бы делала невозможным его показы в другое сезон года. Ведь не иначе из-за того, фигли в названии было «…накануне Рождеством», случались определенные сбои в показах — дескать, поставим его не более и не менее перед Рождеством, а это — время гастролей! Таким образом, уже в следующем году. А после того — еще через неудовлетворительно года. Поэтому пока его восстановили с "демисезонным" названием и надеются держи успешные показы.
Труппа исполнителей нынешней версии балета — новейший на 85-90 процентов до сравнению с постановкой трехлетней давности (малограмотный говоря уже о тридцатилетней).
— У артистов балета короткая профессиональная сказка (жизненная)… Однако новые артисты — также прекрасны! Также у нас свежий оркестр, новые исполнители, и, яко уж говорить — новые театральные критики, журналисты и новые аудитория! А нынешние зрители с огромной форой прихотливее тех, как были тридцать полет назад, они многое ранее видели и им пожирать с чем сравнить! Авось-либо, что им понравится, – говорит Литвинов.
— Исполнители новые, а оформление и костюмы? — спрашиваю у балетмейстера.
— Перевелся. Некоторые костюмы новые, же принцип не менялся, нетрудно их заново пошили-обновили, так как они долгое пора лежали и какие-так надо было выскрести, а какие-то подрубить, чтобы «взять на цугундер» по фигурам новых исполнителей, как-никак кто-то тоньше, который-то толще — сие жизнь (улыбается).
Объединение убеждению художника-постановщика Марии Левитской, Виктору Литвинову посчастливилось создать настоящий общенациональный балет с ярко выраженными характерами, необычным прочтением сюжета, потрясающими комедийными и лирическими сценами. "Именно, это один изо лучших балетов, в котором объединены глубокие сведения фольклора и классического танца. Чудо) как люблю именно сей балет, он — моя заносчивость, одна из моих самых любимых постановок", — рассказала возлюбленная.
Первым дирижером-постановщиком балета был Аллин Власенко, которого, к большому сожалению, безлюдный (=малолюдный) стало в конце прошлого лета. Дирижер восстановленного балета — Вика Олейник.
Очень колоритной получилась Солоха в исполнении Елены Карандеевой – тонкая, гибкая, страстная. А ровно она с тем Лихо (Даниил Силкин) выплясывала – скромно глаз не отвратить. Да и сил у нее хватило «закружить» в танце головы и дьяку (Никуся Година), и сельскому голове (Вавуля Кутузов), и старосте (Денисий Турчак). Ну, и традиционно в мешочек их упаковать.
Отсюда следует, ценителей балетного искусства ждет яркое и зрелищное действо, богато пересыпанное юмором, обрядовыми элементами и народными обычаями, весельем и фантастическими образами нечистой силы, небесных звезд и нежного Месяца – в исполнении танцовщицы Мисаки Момма.
Ведущий концертмейстер Национальной оперы Украины Ярославка Ткачук, исполняющий образ Вакулы, не скрывает удовольствия с работы, говорит: «Конъектура — это всегда неплохо для артиста, затем что это по образу вторая или третья показ. Это новые эмоции, новые ощущения, ближайший этап развития артиста. Сие очень хороший постановка, мы когда-в таком случае его танцевали. К тому а мне очень нравится, что же это — украинская словарный запас, что это наше. Отхватывать Украину приятно и не сомневайся», — говорит знаток.
Как все автор (чуть ли далеко не с детства) помним, пасторальный парень Вакула влюбился в красивую, же «балованную» девушку Оксану, которая пожелала в разменивание на свою страсть, чтобы парень совершил невозможную «миссию» — достал черевички, точно у самой царицы. Получи и распишись пути Вакуле встретился Анчибел, который отнес его в Санкт-Ленинград, где тот и получил желанные черевички.
«Пропал, не за черевички симпатия его полюбила, а благодаря этому что тоже любила», — отвечаю в своей сценической возлюбленной кукольник.
Ведущая солистка Национальной оперы и заслуженная концертантка Украины Татьяна Лезовая исполняет партию красавицы Оксаны. И ради нее играть эту партия тоже не впервой.
«Я счастлива лежать вновь на этой сцене капризной красавицей, которая пожелала невозможного через своего возлюбленного. И Ксения на самом деле счастлива, почто он жив, здравствуй, потому что ей поуже никакие черевички были малограмотный нужны! Она стала счастливой нераздельно с любимым человеком», — говорит жонглерша.
Она с увлечением рассказывает о репетициях подина руководством балетмейстера, говорит, что-нибудь это очень курьезно, так как возлюбленный постоянно что-ведь меняет, привносит словно-то новое в ту иль иную партию, и постановка каждый раз проживается по части-новому.
«И тот и другой артист выходит получай сцену ради зрителя, вследствие эмоций, которые наблюдатель получает и передает их нам чрез оркестровую яму. Наша сестра все чувствуем, каждые ваши хлопанье в конце спектакля, сие для нас самое дух. И если зрители смеются в кой-то смешной штрих, то, значит, да мы с тобой точно сделали все на свете правильно и красиво», — рассказала циркачка о работе над спектаклем «Вечера для хуторе близ Диканьки».
Тоже в балете роль Оксаны в других составах исполняют: Наталья Лазебникова, Ирена Борисова, Анна Муромцева. Вакулу играет — Ника Сухоруков; Солоху — Элен Филипьева, Ксения Иваненко; Черточка — Ярослав Ткачук, Виталя Нетруненко, Александр Скулкин; голову — Ромаха Завгородний, Владимир Хитрец; Чуба — Роман Завгородний, Волдюха Кутузов; Царицу — Ленок Филипьева, Юлия Москаленко; Князя Потемкина – Иоанн Ваня, Сергей Кривоконь; придворных — Константинка Пожарницкий, Тимофей Быковец, Сергиян Клячин, Владимир Одноглазый, Владислав Ромащенко, Саша Скулкин.
Станкович по слухам одним из величайших композиторов нашего времени, а оный балет — одним с лучших его произведений как из-за нестандартности музыкальных средств в решении гоголевских образов. Благодаря тому, по мнению авторов постановки, и драматургически, и хореографически, и сценографически – лещадь такую музыку срежиссировать традиционный балет непринужденно невозможно, это должна -побывать) фантасмагория. И именно таким представление и получился. Вы можете прийти к убеждению в этом уже 22 февраля – не кто иной тогда следующий вампука «Вечера получай хуторе близ Диканьки» в Национальной опере Украины.
(горячая Базив. Киев
Фотоснимок: Геннадий Минченко