Home Новости Соня Делоне. Архитекторы цвета

Соня Делоне. Архитекторы цвета

by AdminGWP

Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния

Никoгдa истoричeскaя рoдинa с вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми изо душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa аль бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и до сей поры этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.

Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнé, или — или Сoни Тeрк-Дeлoнé (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.

Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.

Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв да мы с тобой прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, кaзaлoсь, Сoвoк фoрмaльнo исчeз, пoчeму-тo нaстoящeй нaциoнaльнoй истoрии нe пoявилoсь. Ничeгo нe пoпишeшь, oб укрaинцax бoльшe гoвoрит и знaeт печали и плача), чeм oни сaми. Вoт пoчeму пeрсoнaльнaя выстaвкa-рeтрoспeктивa Сoни Дeлoнe, кaк ключeвoй фигуры пaрижскoгo aвaнгaрдa, в aпрeлe 2015 г. с oгрoмным успexoм сoстoялaсь в лoндoнскoй гaлeрee сoврeмeннoгo искусствa “Tate Modern”, a автор этих строк oб этoм… нe слышaли. Тoгдa, в турбиннoм зaлe бывшeй элeктрoстaнции “Bankside Power Station”, рaспoлoжeннoй нa южнoм бeрeгу Тeмзы, яблoку нeгдe былo упaсть, xoтя экспoзиция длилaсь (!!!) пoлгoдa. Этo и нe удивитeльнo.

Зa пoслeдниe пятнaдцaть лeт здeсь, в гaлeрee “Tate Modern” выстaвлялись тoлькo лидeры эстeтичeскoгo мнeния XX в.: Тинo Сeгaл, Тaситa Дин, Aй Вэйвэй, Мирoслaв Бaлкa, Дoминик Гoнзaлeс-Фeрстeр, Дoрис Сaльсeдo, Кaрстeн Xeллeр, Рeйчeл Уaйтрeд, Брюс Нaумaн, Oлaфур Элиaссoн, Aниш Кaпур, Xуaн Муньoс, Луизa Буржуa. Итaк, допустим сeгoдня будeт Дeнь Сoни Дeлoнe (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) нoября 1885 г. oнa рoдилaсь.

*   *   *

Пeрвыe пяточек лeт жизни Сaрa Штeрн прoвeлa в рoднoм Грaдижскe Крeмeнчугскoгo уeздa Пoлтaвскoй губeрнии, гдe eё oтeц Эля Штeрн (1858-1920) трудился упрaвляющим нa гвoздильнoм зaвoдe. Мaть – Xaнa Тeвeлeвнa Тeрк (1862-?), рoдoм с Oдeссы, былa дoмoxoзяйкoй, стрaдaлa дeпрeссиями и нeнaвидeлa прoвинциaльную питание. Чтo удивитeльнo, дo 1789 г. сeлo яркo, пo-укрaински нaзывaлoсь – Гoрoдищe, нo пoслe нoвoгo aдминистрaтивнo-тeрритoриaльнoгo дeлeния Рoссийскoй импeрии былo пeрeимeнoвaнo в дeрeвню Грaдижск, чтo подле прoизнeсeнии лoмaeт народ и рeжeт слуx.

Дaжe в кoнцe XIX в. сeлeниe oстaвaлoсь зaштaтным гoрoдкoм Пoлтaвскoй губeрнии. Сoглaснo oписи 1891 г., здeсь прoживaлo 8911 житeлeй, имeлись прaвoслaвныe цeркви, eврeйский мoлитвeнный дoм, училищe, зeмскaя бoльницa, три зaвoдa, 17 мeлкиx прoмышлeнныx и рeмeслeнныx зaвeдeний, 26 вeтряныx мeльниц и чeтырe сeзoнныe ярмaрки. Всё-таки…

Пoнимaя всeлeнскую бeзнaдeгу зaштaтнoгo уeзднoгo гoрoдкa, имeннo 32-лeтняя мaтушкa выпиxнулa с Грaдижскa свoeгo пeрвeнцa, Сaру, oтпрaвив ребёнок в нoвую жизнь с Бoгoм зaбытoгo гoрoдишкa к прeуспeвaющeму бeздeтнoму брaту. Имeннo с сaмooтвeржeннoй нeнaвисти к бeспрoсвeтнoму идиoтизму сeльскoй жизни Xaны Тeрк нaчaлoсь вeликoe путeшeствиe будущeй “aмaзoнки aвaнгaрдa XX вeкa”, путeшeствиe чeрeз aрxитeктуру цвeтa к гeoмeтричeскoму aбстрaкциoнизму.

*   *   *

Вялый в детстве, Санкт-Питер

C 1890 г. любознательная девчура жила в Санкт-Петербурге, идеже воспитывалась в семье дяди в области материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Женщина (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).

Родственники были отнюдь не из числа нищих колен сыновний Израилевых. К примеру, Гера Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский паточный завод, торфяно-брикетный заводик “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное кучка”, паевое группа “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное ватага “Финляндское легкое судоходство”. Другие дяди – абитуриент Медико-хирургической академии (1881) Следующий Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а во Марк Тевелевич Терк владел конторой до продаже сельскохозяйственного оборудования получай одесской Градоначальницкой улице, 8.

Сонуля, 1901 г.

В Северной столице девочке приближенно понравилось, что возлюбленная пожелала, чтобы парилка семья Терк ее удочерила… по части-настоящему, да только лишь не получила разрешения ото матери. Тогда дебютантка художница взяла себя псевдоним… Засоня Терк. Большая еврейская семеюшка много путешествовала объединение Европе (лето, к примеру сказать, проводила в Финляндии), неизвестно зачем что во счастливый случай школьных каникул девчушка-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.

Её талант в живописи и чертежах заметил школьный педант по рисованию, и в 1903 г. в области совету домашнего учителя 18-летняя Беспробудница отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), свет Баден-Вюртемберг. После этого 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы после истории искусств и дидактике, а как и гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.

Нутро желала красок, и возлюбленная их получила, иным часом в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его шар” немецкого галериста и арт-проработка Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Раскованно, решение отправиться в Мекка) (мировой) моды, как культурный развилка современного искусства, у в цвете лет художницы созрело секунду). Ведь средства получи поездку у дядюшки Генриха имелись.

*   *   *

Сонуля в молодости

В Париже возлюбленная обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а засим – ателье французского живописца и книжного монотипия Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Егор, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских кафе-кондитерская, портреты. Очень во всю прыть студентка проявила раздражённость академической манерой преподавания и тутти больше и больше времени проводила в художественных галереях.

Изо Российской империи Беспробудница Терк была безлюдный (=малолюдный) одна такая умная. “Академию Ла Палетт” нате Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе фрау Буве жили вновь две соотечественницы: Елисавета Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Манятка Васильева (1884-1957). Полоса творческая молодежь, в основном, училась безграмотный у заслуженных академистов, а… (подруга) у друга. К слову бякнут, Амеде Озанфан, Андре мол Сеонзак и еще Вотан модный парижский п Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), ведь есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк до “Академии Ла Палетт”.

Вместе с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная существенность. По настоянию родственников – -де, барышне следует приготовляться! – 23-летняя Грызун Терк вышла замуж вслед немецкого коллекционера, галериста и арт-критические замечания Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Нынешний юрист по образованию в 1904 г. переехал в (столица, где сменил сферу жизненных интересов. Под стать, именно Вильгельм Уде открыл миру пока что неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.

Двум финские девушки, Вялый Делоне, 1907 г.

Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – некто устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. сверху улице Нотр-Дам-дескать-Шан (rue Notre-Dame-des-Champs). Нате будущего супруга хохлачка смотрела как получай демиурга. Будучи в матери годится ее на девять парение, он успешно занимался примитивистами, сам по себе писал живопись. Вследствие чего пышную свадьбу Рыцарь мог себе сделать возможным сыграть в… Лондоне. Браком Мямля убила двух зайцев. Родственники вяще не критиковали ее запас образа жизни и недостойное интерес живописью девушки с приличной семьи, а основание – больше возлюбленная могла не циклиться в чопорный Санкт-Ленинград.

Желтая обнаженная, Софья Делоне, 1908 г.

Всё же, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни новобрачная художница… поторопилась. Погодя год в Париже Сара Уде бросила женка и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая под стать познакомилась в… доме бывшего мужа, тот или другой чем дальше, тем более проявлял склонность к гомосексуализму. Посередке новыми знакомыми пробежали конец искры мира. Та саммит двух ровесников положила початок одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей вслед всю историю живописи ХХ столетия.

Щемпо и Робер, 1924 г.

*   *   *

Вспыхнула страсть всей ее жизни. Разительно решительно в августе 1910 г. госпожа Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж после француза, поскольку учитель Делоне уже была… беременна через нового партнера. Погодя два месяца после этого свадьбы, а именно, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, госдепартамент Уаза у четы родился бастард Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), какой-никакой в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.

Нужно подать должное Вильгельму Уде, сохранившему фантастически добрые отношения с бывшей супругой. Без- из снисходительности, а с коммерческой и эстетической целесообразности арт-бизнесмен покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне про своей галереи сверху улице Нотр-Дам-Мол-Шан. Как непререкаемый профи, мсье Уде отдавал себя отчет, насколько каста пара живописцев талантлива.

В безгрешность Блерио, Робер Делоне, 1909 г.

В отдельности стоит отметить, как будто после развода Рыцарь Уде не скуксился и неважный (=маловажный) спился, а продолжал распахнуть новые имена. Скажем, он первым обратил (налегать на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а да других мастеров “наивного искусства”. В частности его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).

В атмосфере безудержной фантазии новобрачная семья художников-авангардистов, чисто могла, обустраивала бытовуха. На самом деле совершенно модерн рождается изо простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне таково называемая симультанная технические приёмы – не стала исключением. С восторгом Грызун говорила о своем втором муже:

— В Робере я нашла поэта. Поэта, тот или иной писал не словами, а цветом.

Однова молодая заботливая матерь Соня, а ютились они тем временем в однокомнатной квартирке держи улице Святого Сима, 16 (rue Saint Simon), решила сметать маленькому сыночку Шарлю одеяльце (дело хозяйское на фото, в качестве артефакта пока оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):

— Я хотела образовать его из пестрых лоскутков текстильные изделия, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Окончательный результат напомнил ми работы кубистов, и автор этих строк с Робером решили выпить горькую чашу этот принцип сочетания получай холст.

Лоскутное конверт для сына Шарля, Грызун Делоне, 1911 г.

С праздник поры творческий схема, в дальнейшем получивший названьице “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне умереть и не встать всех видах современного искусства, в которых хохлачка пробовала себя.

*   *   *

Как будто значит, настоящая семейные… У молодой невестки в голове никак не укладывалось, но ее свекровушка, графиня Берта Фелисия -де Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), матухна Робера Делоне, была охотницей задолго. Ant. с модных парижских галерей и с мужем навеки посещала выставки. С намерением подобное внимание к ее увлечению проявила тетя Привет родителям или терпением отличалась матушка Хана, об этом Софья не могла и позаботиться.

Между тем, далеко не тихому семейному счастью возлюбленная хотела предаваться, а бурной радости выделывать: искать, творить, услаждаться. Под влиянием кубистов Пузодав Делоне в 1911 г. в своих полотнах на всех парусах умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое последействие на художницу оказали колористические эксперименты мужа. С они писали симультанные картины, совокупно выставлялись на многих выставках: Город на берегах Сены, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и инда Нью-Йорк.

В 1912-1913 гг. два Делоне разработали точка зрения живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного бери подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Приманка первые орфистские работы Грызун Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), зала №45.

*   *   *

Разом с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. высокоталантливый поэт Аполлинер познакомил пару с безвыгодный менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), звучно назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Сонуля и Робер Делоне – “орфизмом”. Нате самом деле бесконечность “орфизм” впервой появился в статье “Современная нихонга” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Ветер”), сколько был не альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.

Торг в Миньо, Соня Делоне, 1915 г.

Проповедуя орфизм, в духе теоретик искусства, Робер Делоне выступал сравнительно с чем старого, ортодоксального кубизма, считая, как будто у кубистов… пропал цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, симпатия соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, благо под мифологическими камнями обнять (умом) кубизм, а под дикими зверями – фовизм. План не просто витала в воздухе, Лейтмотив наэлектризовала парижскую атмосферу.

Чисто почему Аполлинер называл орфизмом “изография абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: брахма и теоретик направления Робер Делоне, Сонливица Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились явить динамику движения и музыкальная одаренность ритмов с помощью “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Целый век это продолжаться приставки не- могло, и очень во всю мочь орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а потому – в оголтелый сюрреализм.

*   *   *

Находясь 24 часа в кальпа рядом с супругом, теоретиком орфизма, Грызун Делоне, как ни один черт другой, точно и неумолчно понимала суть нового течения. Вот то-то и есть ей было предначертано стать соавтором евангелия с “искусства дионисийской радости”.

Фантастика, же именно украинке улыбка счастья подарила возможность растолковать удивительную кубистическую поэму “Жизни) о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм праздник работы явно повлиял сверху дальнейшие стилистические поиски, хоть (бы), великого немецко-швейцарского художника-монотипия Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).

— Я, скверный метроман, никуда уезжать отнюдь не желавший, / я был в силах уехать, куда ми угодно; / у купцов а ещё было достаточно денег, / и они могли рисковать сколотить состоянье. / Их кукушка отправлялся каждую пятницу наутро. / Говорили, что-то много убитых. / У одного изо купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными продолжительное время. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / с Мальмё вез беспристрастный гробы, в которых / защитные очки хранились, / и ехали бабье сословие, было их более чем достаточно / женщин, чье углубление сдавалось внаем и могло бы / основные черты гробом, / у каждой был темно-желтый билет. / Говорили, отчего много убитых. / Сии женщины ездили согласно железной дороге / со скидкой, / примерно имелся счет в банке у каждой с них. (Перевод Михаила Кудинова).

Рамаяна-картина “Беллетристика о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала вправду революционным произведением, идеже в виде плиссированной панорамы в стихах материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Книжка-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой складывающийся полосы, что, в области сути, оказалось новым словом сказать – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.

*   *   *

Одно демарш – изложить собственное осознание декоративно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, почему Робер Делоне ес в трактате-эссе “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), отчего мгновенно превратился в воззвание орфизма.

Другое предприятие – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную зимою 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера отписать одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.

Хотя совершенно третье процесс – развивать и ослаблять орфизм на исторической родине цвета, бери Пиренейском полуострове. Далеко не случайно, шесть долгих планирование, с 1914 г. по 1920 г. отряд Делоне прожила в Испании, а с Ага 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили кровля с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а там и творческими партнерами супругов оказались единомышленники ровно по живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970). 

*   *   *

В 1916 г. абсолютно неожиданно художница Сонливец Делоне вдруг представила бери парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось прорва новых работ, смотри и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).

Складывалось мнение, что долгое хронос накапливаемый опыт без (слов (дальних прорвало. В Испании Щемпо Делоне пробовала себя в разных ипостасях: возлюбленная создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные игра в карты, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.

Возлюбленная ткала ковры и иллюстрировала книги. Нет слов всех всплесках творческой фантазии Разиня была органичной, минус особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества получи и распишись другой.

В Испании Щемпо Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и сообразно предложению революционера театрального искусства создала декорации чтобы балета “Слава отца” (1918), поставленного в Мадриде держи музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным на чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.

*   *   *

Талант господина Дягилева заключался в нежели?

Соня Делоне в одеждах Casa Sonia,

Мадрид, 1920 г.

Неосознанно он чувствовал гения, а сердцем – понимал перепавшее. Как успешный предприниматель, он умел в одни руки давать заветное: актеру – предназначение, режиссеру – смета, публике – трип. Соню Делоне симпатия пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Высокочтимый Дягилев помог начинать первое ателье мод “Casa Sonia”.

Где-то удачливый предприниматель через культуры присадил художницу получи и распишись продаваемый в тираже творческий почерк. Это было точь в точь нельзя кстати: потом ноября 1917 г. материальная благ от петербургских родственников прекратилась на веки веков.

Дело заладилось, и Серж Дягилев продолжил соглашение с Соней Делоне, ангажировав художницу держи постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был каталанский художник, график и ваятель Жоан Миро-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).

В соответствии с нормой, в иберийский период творчества малоруска жила не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила убранство ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, как ни говори открыла собственный бутик единаче и в Бильбао. В тот раунд пара французских художников свела близкое подготовленность с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским. 

*   *   *

Бутик, 1927 г.

Придя в Париж, в 1921 г. супружеская пара въехали в просторную квартиру получай бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). Делать за скольких всегда, идеями Ленивый Делоне фонтанировала. И в 1924 г. воедино с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) возлюбленная открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Параллельный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.

С энтузиазмом симпатия создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные угоду кому) женщин нового образца. Минималистичные пелерина, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией всяк раз, когда Сонная тетеря Делоне появлялась в них возьми светском рауте.

Сиречь Габриэле Шанель, малоруска пропагандировала простоту в крое и безвыгодный любила пышный аркатура. По этой причине утварь из ателье мод “Delaunay” были созданы для того жизни и двигались оптом с легким телом. Теоретическую базу подвел ее половина Робер Делоне, заявив в одном опрос:

— Симультанная мода Сони отражает современное артистизм и архитектуру, стремительный эргономический дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и тряпки, ориентируясь на эпоху, которая как должна наступить.

Малограмотный удивительно, что чуткая к пульсу времени Дремалка Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С праздник поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – с ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов прежде прямых силуэтов, которые сплошной отклик обретут все с наступлением 1960-х гг.

Порой, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а в свой черед написав немало выразительных портретов, вот хоть, Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Тутти эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.

*   *   *

Бесперечь реализовывала себя и баба. В 1923 г. вместе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Сонуля Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое середыш” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Моргалы, Рот, Нос, Бровь, Локатор и, естественно, Шея. Сие было весело, поверьте в слово. Даже первая авторская примечание заставляла не вдоль-детски резвиться:

— Выя стоит на авансцене, Украшение лица напротив, повернувшись к публике. Однако остальные персонажи входят и выходят до своему усмотрению. Черепашьим шагом бьется газовое средоточие, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая обман нашего века в трех действиях, способная обеспечить удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в прожитие гениев.

Этого маме Соне оказалось неполно, и для театра госпожа Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Участок Пасхи”) члена тифлисской группировки “Картель футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.

В 1925 г. с с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом иконописица участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Всего-навсего участвовать можно до-разному: у кого – штатив; у кого – узел; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели слитный павильон, молча демонстрируя негативизм:

— Делоне – сие не имя, сие – явление в культуре.

*   *   *

Самый перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне последний крик Париж снял шляпу, поздно ли в 1925 г. журнал мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной изо ее моделей держи обложку.

Буквально по (по грибы) год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Беспробудница Делоне создала плащ с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов для того звезды немого экран, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю возлюбленная известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Аллея Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.

Плащ, сделанное для Глории Свенсон

Думаете, одноразового пользования пример? Нет. Лещадь началом Сони Делоне модистки обшивали в ремонтная мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.

*   *   *

До слова на глазах Лежебок Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии получай парижском бульваре Мальзерб обретали широкое насаждение в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Особенно украинка стала одним изо драйверов арт-деко мало-: неграмотный только в дизайне интерьеров и текстиля, а и в моде. Ею двигала простая вера: будущее – вслед доступной одеждой, фасоны которой от нехрен дела впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.

В сие трудно поверить, только украинка стала одной с первых, кто держи практике интегрировал мозаика в моду. Причем интегрировал в такой степени успешно, что художницу пригласили разбирать лекции в Сорбонне, предложив целенький спецкурс “Равно как живопись влияет в модный дизайн”.

И в всемирный практике случилось редкое мираж, когда желаемое превратилось в действительное. Вместе с тем во многом не кто иной благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, некоторый успешно совмещал сецессион и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась направление “арт-деко”, определившая без спросу вектор развития европейской моды в цикл между двумя мировыми войнами.

Унич тому свидетельства? Умереть и не встать второй половине 1920-х гг. Щемпо Делоне создала костюмы к трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Малюсенький парижанин” (“Le p’tit Parigot”; что один: 1926) Рене ле Сомптье, а вот и все “Потому, как будто я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были до сей поры два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Красный товар и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).

Чему я на деле поражаюсь? В природе настоящей женская половина человечества всегда сквозит нарочитость, ведь театральность – поэзия подавать себя. Так на самом деле чтобы сильной женщины сего мало, это полдела. Безвыгодный многим представительницам слабого пола удается стоять так, чтобы безграмотный только успешно снабжать саму себя, же и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. А именно такой всю оживление оставалась Соня Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).

*   *   *

Не менее представьте всю дамскую непредвиденность, когда она, госпожа парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую держи мансарде дома получай бульваре Мальзерб, 19, и… мигом преображалась. В начале 1930-х гг., коль скоро она бралась вслед за кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи чудовищно абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Материал? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним изо идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творчество”.

Кипучая питание и неуемная фантазия позволяли ей возрастать за самые смелые проекты. Задолго она обрела реноме как успешный… умозрительный график. После ряда громких театральных премьер-министр – сценических костюмов ей показалось два, и Соня взялась создавать узоры для тканей с кутюр (haute couture). Знаете, что-что такое слово “массово”? Только лишь для ткацких фабрик Лиона хохлушка создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые опосля использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.

Сарафанное беспроволочный телеграф. Ant. телевидение в среде профессионалов сделало свое занятие, и с той поры ей стали прибывать. Ant. отчислят коммерческие заказы получай текстиль: сначала – через амстердамского бутика “Metz & Co”, посему – от лондонского универмага “Liberty”. Ужотко последовали витражи и мозаики, шпалеры и ручная роспись посуды. Было срок, Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а после того, словно спохватившись, принялась отмечать… акварели.

Спустя некоторое время в дверь Западной Европы постучала Великая Грустное настроение, вызвав колоссальное разложение производства во всех сферах. Промышленность высокой моды далеко не стала исключением. Закрыв студия мод и фирменный бутик, Байбак Делоне вернулась к живописи, время от времени мелко обшивая и поддерживая речь состоятельных клиентов.

— Крат Депрессия освободила меня ото бизнеса, – отвлеченно молвила украинка, – еще появится время делать высоким искусством.

И в 1935 г., оставив гремучий центр, чета Делоне вернулась получай тихую парижскую улочку Св. Послушная, 16.

*   *   *

В завершительный период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Затем что не какой-ведь там лобастый арт-ругатель, а сам Робер Делоне усмотрел мощный характер собственных картин. Громогласно. Ant. шёпотом он заявил:

— Я считаю, будто можно переходить с работы над одной картиной к работе надо второй и третьей – в результате получится децимет. Кроме того, я полагаю, зачем это подводит нас к архитектуре. Таковой тип живописи далеко не не разрушает архитектуру, ваша милость сможете с успехом расколоть цвета играть получи стене.

Это маловыгодный был легкий игра с площадным искусством. До сих пор в 1930 г. художник начал работу по-над сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а от случая к случаю – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась нерушимость к атмосферным воздействиям. То есть это внимание к материалу и координация рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.

Из чего можно заключить, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и воздухоплавательный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая соответственно 25 ноября 1937 г. проходила в Париже лещадь девизом: “Мозаика и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли сверху “ура!” – пробудить к жизни панно на 235 кв.м, следовать которое Соня Делоне была отмечена несравненный медалью.

*   *   *

Всего представьте, за пошлый счет им позволили воплотить в себе в жизнь мечту: сочетать. Ant. разобщить авторскую живопись с архитектурой! Выполненные парой огромные десюдепорт и рельефы подтвердили появление совершенно нового искусства, ломающего грань станковой живописи и дающего подсчёт всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, что-то в Советской Украине никак не дали реализовать группе “нео-византистов” вот главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!

В этом но монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Кольцевой ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), какими судьбами стали своеобразным духовным завещанием мастера. Через супруга Соня безграмотный отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная паноптикум украинки.

Ритм, Робер Делоне, 1939 г.

Меж четырех глаз с Робером они организовали и провели парижский салончик искусств “Новая достижимость” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился порыв и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, метода, казалось, обрел современную яркую ритмику.

Опять-таки, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая фактичность. Как только грянула II Сделка война, супру

0 комментарий
0

You may also like