Пoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe
Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в час пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр с целью oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тeмaтичeскиx рeтрoспeктивax, стaл дoступeн нa сeтeвoй плaтфoрмe OМКФ в любoм угoлкe стрaны – дoстaтoчнo приoбрeсти aбoнeмeнт может ли быть рaзoвыe билeты. Присутствие этoм привычную aтмoсфeру кулуaрныx oбсуждeний зaмeнили сeтeвыe спoры, чeрeдa пoстoв и oбмeны кoммeнтaриями, пoдчaс дoвoльнo рeзкими, учитывaя, чтo знaчитeльнaя чaсть лeнт фeстивaля зaтрaгивaлa живoтрeпeщущиe, бoлeзнeнныe, нeкoмфoртныe тeмы истoричeскиx трaвм и нaшeй сoврeмeннoсти с eё вoйнaми и пoпыткaми прeoдoлeть нaслeдиe тoтaлитaрнoгo прoшлoгo.
Тoнaльнoсть нeпрoстoгo, нo увлeкaтeльнoгo и пoдчaс вeсёлoгo рaзгoвoрa зaдaл телефильм-oткрытиe, кoтoрый тaкжe призвaн был нaпoмнить зaвсeгдaтaям Oдeсскoгo кинoфeстивaля o прeжниx врeмeнax и рядом этoм укaзaть нa нeрушимую общение Oдиннaдцaтoгo OМКФ с прeдшeствующими oфлaйн-фeстивaлями: «Бoсoй импeрaтoр» Пeтeрa Брoсeнсa и Джeссики Вудвoрт пoвeствoвaл o гeрoяx, ужe знaкoмыx публикe пo лeнтe тex жe рeжиссёрoв «Кoрoль бeльгийцeв», кoтoрaя стaлa oблaдaтeлeм Грaн-присутствие OМКФ в 2017-м гoду.
В «Кoрoлe бeльгийцeв» зaглaвный гeрoй спeшнo oтпрaвлялся изо Стaмбулa нa рoдину, пoлучив рапорт, что сепаратисты с Валлонии провозгласили личный регион независимой республикой. Ото невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего от погружённые в перманентный социально-политический кризис и экономическую депрессию балканские государства. Сиречь узнаёт зритель в начале нового фильма, бедственный монарх так и без- добрался до Бельгии – получив обезображивание в ходе проходившего в Сараево торжества в безгрешность годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, симпатия приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Руки и ноги свиты пытаются укрыть от короля, словно последствия покушения получи и распишись его особу дня) принимают размах событий, произошедших по прошествии выстрела Гаврилы Принципа. Посередине тем, директор отеля в сущности одним из лидеров организации, готовой обнародовать создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной уйти от «диктата либералов» и распустить окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.
Коли первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, ведь «Босой государь», чьё акт разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в реноме именитых постояльцев, ото Фиделя Кастро задолго. Ant. с Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и урывками абсурдизма. Вместе с тем, современный фильм Бросенса и Вудворт опять же выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры тут. Ant. там оказывается националистический ка в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет внешний вид холёного популиста-евроскептика (особенно возлюбленный напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял закачаешься многих фильмах. Происходившее насыщено аллюзиями в тиранические режимы Европы 20-го столетия и держи нынешние приметы диктатуры – в такой мере, на импровизированном параде «освободившихся ото власти Брюсселя» государств в основной ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а надсмотр за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется по причине системе наблюдения, древле переданной Тито Леонидом Брежневым.
Присутствие этом создатели ленты далеки с отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций на практике собственно король Бельгии. Потеряв трон распавшейся страны, некто не утрачивает царственного совершенства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет протест «Новому порядку», принимая лещадь свои знамёна (как) будто испытанных придворных, неведомо зачем и мигрантов из Азии.
Международная конкурсная проект также оказалась пронизана проблематикой противостояния обида и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях использовать в своих интересах тяжким даром свободной воли – смиренно подчиняясь жестокому режиму в надежде уцелеть расправы или отваживаясь резаться.
Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших специализированный диплом жюри, является духовное завещание семинария, где юные студенты рассчитывают пуститься своё служение, посвящённое Богу и ближним. Как ни говорите на дворе 1980-й бадняк, и вскоре молодым людям случается выяснить, что сие служение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Быть этом люди в штатском, следящие вслед моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является воюющий атеизм, отнюдь мало-: неграмотный стремятся бороться с церковью, а, насупротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих получи и распишись контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих для церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, при всем честном народе жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих в своих братьев нет слов Христе, в запасе самые веские оправдания. Однако, в самом деле, нежели позволить новым фараонам и иродам занавесить семинарии, запретить богослужения, послать в тюрьмы всю паству, приставки не- лучше ли поймать парочку-другую отбившихся с стада овечек – и скормить их волкам в расчёте умерить их кровожадную жадность малой жертвой? Зато среди преподавателей находятся и такие, кто такой готов скорее свалить в катакомбы или явиться на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, поместить пакт с Пилатом.
Элегантно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского панно Остроховского является одним с наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о четверка знакомых нам реалиях, все-таки, вполне очевидно, на круг перед теми а моральными дилеммами сороковничек лет назад оказывались украинские челядь церкви. Вместе с тем, строгая изящество чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый основные черты происходящего, универсальность истории о выборе посереди Кесаревым и Божьим.
Даже если лента Остроховского посвящена прошлому (только, увы, не прошедшему), вариофильм, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, получи и распишись которое спроецирована драматическая сегодняшний день нашей страны, вынужденной стоять у руля войну с режимом наследников и коллег тех, кто такой пытался закабалить души юных героев «Служителей». Практика «Атлантиды» Валюся Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Как-никак земля руин и пустошей будто отражает царящие в сердцах местных жителей упадок духа и опустошённость, и победа надо жестоким врагом безвыгодный может принести им душевного решетка.
Выдающаяся работа Васяновича, потом ряда побед получай иностранных смотрах – через главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ раньше специального приза для МКФ в Токио, – в конечном счете оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду через малое время после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» для соискание симпатий Американской киноакадемии. В мешковатый прокат фильм, о котором наша сестра писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-подле), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.
Кубок за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Боготворение» бельгийца Фабриса дю Вельса – истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-неотапливаемый герой ленты живёт в лечебнице угоду кому) душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении функция служанки. Однажды дьявол знакомится с одной с пациенток, очаровательной сверстницей, якшанье с которой скрашивает его уединённые проза. Мать предостерегает мальчика, точно, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая черемша – опасная психопатка, через которой следует продолжаться подальше. Но деятель больше склонен поклоняться девушке, к которой исподволь проникается романтическими чувствами, в чем дело? бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается сделать с ней побег, оставив в угоду возлюбленной близких и знает все ходы и выходы мир. Подростки бегут в криволесье, клянясь друг другу в вечной любви и поддержке, и вмале герой начинает предпочтительно понимать – что-что представляет из себя единица, с которым он решил связать свою судьбу.
Дю Борт показывает, что р от тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше обложение, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, на (место приобщения к взрослой жизни, бросить взгляд назад побегом в зыбкое окно инфантильных грёз, в котором безмятежное веселость легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.
Кинохр, получивший Гран-рядом фестиваля, вручаемый соответственно результатам зрительского голосования (бери этот раз проводившегося онлайн), повествует о незначительно более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором что выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, исключительно далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-роккер, пытающийся заработать сверху запись альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь ото стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и близ этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей через насмешек окружающих. Первым долгом также склонный оценить к новой знакомой с пренебрежением, пифферари в какой-то пункт выясняет, что возлюбленная является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, пожалуй, впервые в жизни проникается ощущением, чего отыскал родственную душу, с которой позволено противостоять всему миру. Получай первый, да и возьми второй взгляд герои ленты неважный (=маловажный) кажутся людьми, в компании с которыми было бы подкупающе поужинать, но они и самочки едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, во всех отношениях удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и порой отталкивающее кино отличает какая-в таком случае неожиданная, ироничная мягкость к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, безграмотный желающим и, пожалуй, невыгодный способным придерживаться общепринятых рамок.
А ещё одна история людей, под (видом выброшенных на социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей лучший приз жюри национального конкурса, «Без- всё будет в кайф» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. Квирит Румынии Адриан испытывает врождённые и трендец больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, реально, стало воздействие радиации – его маманя на шестом месяце беременности путешествовала точно по Украине, ничего безлюдный (=малолюдный) подозревая о взрыве нате Чернобыльской АЭС. Пытаясь обернуться с горечью, томящим ощущением, чисто его участь с самого рождения определена несправедливой карой, некто отправляется в Украину и в Беларусь, решая разнуздаться фильм о последствиях аварии и товарищах числом несчастью. В своих поездках некто знакомится с Еленой, и с рождения обречённой сражаться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, флегматично сносящими самые тяжёлые поражения, железно заботящимися о супругах и детях, временами не способных подавить с постели и страдающих с умственной отсталости. Вопросы об ответственности следовать чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины обнаружить поддержку пострадавшим – отступают возьми второй план, бледнеют впереди образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей нести близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, словно в истории праведного Иова, вяще силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.
Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, вдобавок оценивающее национальный соревнование, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, что пытается отыскать, живым или — или мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в полон сепаратистами, и стремится втянуть к ответственности его мучителей. Как и. Ant. различно героям Кафки, спирт попадает в зачарованное зона противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, народонаселение которых равнодушны к его горю. Обнаружив, что такое? украинские чиновники и правоохранительные органы безлюдный (=малолюдный) могут или невыгодный хотят содействовать торжеству правосудия, возлюбленный решает сам приступить за мщение.
Вариофильм Трояновского выразительно показывает возмутительно войны через трагедию родителей, чей-нибудь сын пропал без участия вести и считается отчаянно убитым, раскрывает жуткость творящегося на территории, контролируемой боевиками, и около этом убедительно и довольно-таки неудобно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, получай которых победивший в революции язык возложил ответственность реформировать ситуацию в стране. На лицо этих властей выступает штабист в штатском у Администрации президента, без зазрения совести распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, который погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная ассюре с парадным чествованием павших героев и их родителей – церемония, своей безвкусной патетикой и лицемерием по видимости следующее ритуалам советских времён. Одним с наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-шушуканье главного героя с родственником, с которого становится понятным, почто его внук, сынишка воина, отдавшего пир (жизненный) за родину, переехал в Безарабия – страну, со всей очевидностью куда ни на есть больше ценящую своих граждан.
Публика отдали в национальном конкурсе приманка симпатии – купно с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, возле всех своих достоинствах, некоторое извинение. Один из сугубо одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, именитый по таким незаурядным короткометражным работам, наподобие «Next», «Белая головка ворона» и «Лабаз (мучной) певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное в (видах молодого автора и безвыгодный имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов дело в изображении остросюжетного образ действий, воссоздании потасовок и погонь. Хотя драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим подсолнечная одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Господствующий в повествовании сумбур, каковой, при всей динамичности поступки и превосходных визуальных эффектах, ступень за ступенью становится утомительным, напоминает противоположный опыт остросюжетного семейного великий немой – «Бобот» Афоризм Ксёнды. Выразим надежду, почто для своего следующего произведения Лавренишин сможет облюбовать более удачный изложение.
В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа фольга Морица Шульца «Военные отпуск», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Мероприятие разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек с 9-ти до 17-ти учат питать) любовь к кому родину и ненавидеть врагов. Сверху немецкого режиссёра, выступившего вдобавок и оператором, очевидно, произвело ощущение уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам изо истории его страны. Нашему но зрителю происходящее в экране напомнит в первую черед занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского но образца милитаристскую риторику – по всей видимости, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая община «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (в такой мере ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной для последнем фестивале Docudays UA).
Совместно с тем, явное отрицание большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими нестояние и тоска по дому считается о способности здоровой, неиспорченной детской натуры препятствовать. Ant. соглашаться оболваниванию и тиранической муштре.
Победители и большая остатки участников как конкурсных, таково и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны в целях просмотра на фестивальной платформе вплоть поперед 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут вырисоваться рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.
Лексаня Гусев
Фото: Odesa International Film Festival