Мужскиe и жeнскиe шкoлы — этo нe тaкoe медянка и дaлeкoe прoшлoe. Нaши дeдушки и бaбушки впoлнe мoгут вспoмнить, кaк этo былo…
Ужe пoлмeсяцa прoдoлжaeтся тaкoй нeoбычный и слoжный «кaрaнтинный» 2020-2021 учeбный гoд. Нo пo «стaрoму стилю» 14-гo — этo пeрвoe сeнтября, и eсть вoзмoжнoсть вспoмнить o тoм, кaк шкoльники учились кoгдa-тo — в чaстнoсти … o рaздeльнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Сeйчaс пoдoбнoe oбучeниe в Укрaинe сущeствуeт скoрee кaк экспeримeнтaльнoe, a кoгдa-тo, 65-75 лeт нaзaд — былo oбязaтeльным.
Шaг впeрeд и двa шaгa нaзaд
Вo врeмeнa Рoссийскoй импeрии, тaк жe, кaк и Aвстрo-Вeнгeрскoй, в кoтoрую вxoдилa Зaпaднaя Укрaинa, oбучeниe былo рaздeльным. Зaxвaтив влaсть, бoльшeвики, дeклaрируя oбщeдoступнoсть oбрaзoвaния и рaвeнствo пoлoв, пoчти срaзу пoстaвили вoпрoс o сoвмeстнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Oнo былo ввeдeнo в 1919 гoду. Впрoчeм, eщe дo нaчaлa Вeликoй Oтeчeствeннoй вoйны, в Союз Советских Социалистических Республик рeшили, чтo рaвнoпрaвиe пoлoв дoстигнутo, пoэтoму мoжнo вoзврaщaться к рaздeльнoм oбучeнию. Ввeсти eгo дoлжны были в 1941 гoду, нo пoмeшaлa вoйнa. К рeфoрмe вeрнулись в 1943 гoду. Тoгдa кo многому «возвращались» — легализовали православную храм под присмотром НКВД, вернули «царские» эполеты, георгиевскую ленту … Короче, и раздельное обучение. Ориентировались — как и на имперский школа. Советский партийный активист Андрей Жданов писал наркому иностранных дел Страна советов Вячеславу Молотову: «Я ознакомился с правилами исполнение) учеников гимназий и прогимназий, утвержденными в 1877 г. Позднее очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши взгляды на жизнь (с существенными исправлениями) положений». Тем временем же была подготовлена докладная писулька отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РРСФР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза Союз Советских Социалистических Республик». В ней в частности говорилось о томище, что «…Совместное муштровка стало создавать затруднения педагогического и организационного примерно… Введение раздельного обучения полно содействовать укреплению дисциплины и устранит далеко не всегда здоровые отношение между противоположными полами».
В июле 1943 лета раздельное обучение было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров Гулаг. Впрочем, Киев и большая приём Украины еще оставались около оккупацией.
Не хватало ресурса. Педагогического — равным образом
В 1953-1954 годах школы с раздельным обучением еще работали в 150 городах Советского Союза. Слаженно инструкции, каждая спецшкола — и мужская, и женская — должна была владеть отдельное учебное сторожка, а также все необходимые военно-учебные, спортивные и лабораторные обстановка.
В мужских школах планировалось много значит увеличить лабораторные и практические учеба по физике, химии, биологии. Однако для подавляющего большинства школ новые запросы оказались утопическими. Дел школ создало выше головы проблем, решить которые местные администрация не смогли. В отдельных случаях одно школьное оранжерея приходилось делить посередке мальчиками и девочками. Нахватываться в таких школах приходилось в двум, иногда и в три смены. Немаловажно возросла наполняемость классов: в среднем в школе было перед 30 классов с сильнее 40 учащимися в каждом. Вслед двухместными партами да и сидели по фошка школьника.
«Давай и трудно будет поднять с нами студентке-практикантке…», — яко комментировал появление молоденький учительницы в своем «мальчишеском» классе Вотан из героев советского художественного фильма 1953 годы. Возникли также и проблемы с персоналом: неважный (=маловажный) хватало учителей, высокой была проточность кадров. По инструкции, директорами мужских школ должны бытовать мужчины, а женских — женская половина человечества, но мужчин директоров было два. Требования были высокими, си же как и поручительство, поэтому многие малограмотный выдерживали нагрузок.
Точь в точь познакомиться с девочкой?
Каким образом общались мальчики и девочки, разделенные школьной реформой? Действительно, прежде всего в семье: у большинства детей были братья и сестры, а у тех, в свою хвост, друзья. К тому а, и в гости друг к другу в те поры — в далеко доинтернетные период — ходили чаще, нежели сейчас. Во-вторых, существовали Дворцы пионеров, пионерские лагеря и тому подобное. А всё ещё юноши и девушки изо разных школ встречались сверху праздники: Новый годочек, годовщины революции, 8 госпожа. Отдельной страницей планировались совместные школьные балы-маскарады, особенно новогодние. Современница вспоминала: «Центр было — успеть завладеть «хорошие» костюмы. Их выдавали на подержание за достаточно доступную цену со специального склада… Сие были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов с масками! Позволяется было… прифрантиться английским матросом с пиратским прошлым…»
Соответственно замыслу, эти вечера были своеобразным копированием дореволюционных балов, да иногда они были похожи «нате странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Соматотропный …» Все-таки, их все в одинаковой степени ждали с нетерпением. Одна изо современниц вспоминала, что старшие девушки ждали и готовились к балу, какой-никакой должен был состояться 8 госпожа 1953 года, и (как) будто чуть не плакали через отчаяния из-по (по грибы) того, что вознесение господне отменили … с-за смерти Сталина.
Сталинский вальсок против буги-вуги
Получай карнавалы приглашались учащиеся изо мужских школ, другой) раз курсанты военных училищ. На правах вспоминает современник, «В вечерах парами танцевали шаг-де-катр и жете-де-патинер, советские кадеты-суворовцы в черных мундирах и брюках с пурпурными лампасами давали 100 очков форы обычной гражданской шпане, которая совесть зазрит топталась на месте…» Вот времена позднего сталинизма самым популярным официальным танцем был вальсок. Именно вальс считался самым приличным, «благородным» танцем. Якобы вальсы написаны популярные советские песни о школе того времени: "Школьный вальсик" (1950) и "Школьные годы чудесные" (1956). Свежий стал своеобразным гимном тогдашней советской школы возьми всей территории Совдепия, включая УССР. Вскакивание украинского аналога получается возможным лишь в 1960 году — так-таки тогда была написана "Пісня насчет вчительку" Платона Майбороды и Андрея Малышко.
Танцевальная диспетчер школьных балов утверждалась вперед. Ant. после. И не только школьная, хотя и на танцплощадках. Популярным танцем была и полька. Танцевать танго и блюз было не угодно. Их можно было выбрать разве что единовременно за вечер. И ведь не всегда … А вновь строго запрещенным танцем в Хомикус советикус в середине пятидесятых годов был буги-вуги. Ревю «Смена» в 1954 году писал: «Сие папина заслуга. / Сие волосы до плеч. / Сие танец буги-вуги / И с похабщинкою перо… » Буги-вуги воспринимался в качестве кого совершенно аморальный яблочко. Почему? Потому сколько там большая составная — экспромт. Любая импровизация в тоталитарном обществе воспринималась (как) будто некая угроза государственному строю. Безвыездно должно быть неприступно регламентировано. Танцы — также.
Глас народа в Подмосковия? И — конец эксперимента
В 1950-1954 годах — на поверку, бывало в СССР и такое — развернулась диспут о целесообразности раздельного обучения. Возлюбленная проходила преимущественно в прессе. Делать что решение о введении раздельной системы обучения в 1943 году принималось бери самом высоком уровне неформально, то отказ с нее — довольно публичной. В газеты поступали сотни писем ото профессоров, домохозяек, школьников, врачей, учителей и даже если кадровых военных. Значительная авторов высказывались вслед возвращение совместного обучения.
Одним изо главных аргументов в пользу совместного обучения, был предмет обсуждения. Ant. выход полноценной коммуникации детей. Школьные годы — великий этап социализации ребенка, опять-таки смешанный класс — сие, по большому счету, образчик общества, в котором и мальчикам, и девочкам необходимо всячески коммуницировать: условливаться, спорить, дружить, пленяться, ссориться, мириться, разыскивать общие решения…
Кое-какие видел в раздельной системе обучения «перепевы теорий буржуазных идеологов о интеллектуальной неполноценности женщин», а в свой черед указывали на приход у девочек «признаков потребительства и мещанства». Говорят девочки оценивали мальчиков только лишь по тому, сколь(ко) умело они танцевали. Мальчики а, смеялись над девочками, относились к ним снисходительно, называли женские школы «бабскими». Тёта же, кто отстаивал идею раздельного обучения, подчеркивал, точно это очень поступательный подход, поскольку позволяет испортить результаты обучения, а вдобавок сконцентрироваться на воспитании юношества «в лучших традициях» — дисциплинированных, вышколенных, умных — настоящих мужчин. Консерваторы поддакивали: «а девочки — будущие матери, и возращать их нужно уместно…». Посему дискуссии велись ожесточенные.
В феврале в 1953 году, кроме при жизни Сталина, Твёрдый Симонов — тогдашний капитальный редактор «Литературной газеты» передал копии писем — больше 800 — в ЦК КПСС и направил собственное уведомление секретарю ЦК КПСС Михайлову, тот или другой был куратором образования. В июле 1954 лета раздельное обучение отменили. Мотивация была та а, что и в 1943 году: «тяга улучшить дисциплину учеников».
Что такое? было потом
Поэтому период раздельного обучения мальчиков и девочек был недолгим — 11 планирование. После этого по сию пору вернулось: дети еще раз стали учиться заодно. С полгода им пришлось наловчиться друг к другу и изучать не воспринимать ведет дружбу) друга за «инопланетян». Водан из современников вспоминает: «… Совместное образование с девочками очень волновало. Знакомые девочки у нас, (само собой) разумеется, были, но спецшкола воспринималась как некое вид казармы, поэтому в присутствие(-ии) (моём там девочек было каким-так страшным нарушением. Всех рассадили попарно "мальчик — девоха". Это воспринималось частично как брак — вдобавок по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». (абсолютная мальчиков честно влюбились в «своих». Девочки рассматривались по мнению сторонам… Раздельное, а засим и совместное обучение безмерно обострило внимание возьми разнице полов…»
Вот так закончился сталинско-великодержавный школьный эксперимент. К идее раздельного обучения уж не возвращались, может ли быть что на уровне дискуссий. Совместное подготовление существовало до развала Подмосковия, и потом. Что ж, у каждой модели обучения после сих пор лопать как сторонники, яко и противники. И это безусловно.
Так же, якобы и то, что вспоминание пожилых людей о школьном прошлом равным образом разные. Кто-ведь из них улыбнется, а у кого-в таком случае в глазах заблестят драгоценности. Но все в одинаковой мере — спросите у своих дедушек и бабушек — им не раздумывая по 80, река около того…
Свєтлана Шевцова, Каменные Горы