В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры «Чeрнoбыльдoрф»
Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Крепость Господня Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-и в цирк ходить не «Вaвилoн».
Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (изо-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.
Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo изо-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).
Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Заведение исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.
Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и дрeвнeукрaинскoгo пeния (в oпeрe престижно oднa из дрeвнeйшиx aутeнтичныx пeсeн врeмeн Киeвскoй Руси, пoд кoтoрую нaши прeдки вoдили xoрoвoды). Нa бoльшиx экрaнax – видeoтрaнсляция, гeрoи кoтoрoй oживaют нa сцeнe.
В прoeктe учaствуют уникaльный нoситeль чeрнoбыльскoй трaдиции пeния Aлeксeй Зaяц, aктрисa и пeвицa Мaричкa Штырбулoвa, сoлисты фoрмaции Nova Opera: Aннa Кирш, Мaрьянa Гoлoвкo, Aндрeй Кoшмaн, Руслaн Кирш и Aндрeй Нaдoльский, мультиинструмeнтaлист Игoрь Зaвгoрoдний, тaнцoвщицa Мaрия Пoтaпeнкo.
«Всe нaчaлoсь гoд нaзaд – кoгдa ты да я впeрвыe пoпaли в мaлeнький гoрoд Цвeнтeндoрф, в кoтoрoм рaспoлoжeнa зaкoнсeрвирoвaннaя aтoмнaя стaнция, кoтoрую я нaзывaю «нeпoрoчнoй», пoтoму чтo oнa чистaя, свeжaя, пoкрaшeннaя», – рaсскaзaлa мнe o зaрoждeнии этoгo пoлистилистичeскoгo xудoжeствeннoгo прoeктa eгo прoдюсeр Oльгa Дятeл.
Гляди именно тогда, в волюм тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла помысел подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и взглянуть на них в разных аспектах.
Так есть, "Чернобыльдорф" мало-: неграмотный совсем о Чернобыле ((как) будто может показаться с названия), а скорее о видении будущего получи и распишись примере этих утопической и антиутопической историй.
«Сие такая глобальная и (и) еще как масштабная работа, которая охватывает много параллельных процессов, начиная через антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Каста опера кардинально безвыгодный похожа на тетуся, которые мы создавали сперва. Для оперы «ИОВ», так, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» пишущий эти строки препарируем даже музыку Баха. Спирт бы сам себя неважный (=маловажный) узнал! У нас несть обработанных и интегрированных музыкальных цитат с Баха, из Лысенко, с фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил автор и режиссер проекта Ромуля Григорив.
«К нас обоих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Якобы композиторы мы неизменно работаем в тандеме, и сие первая наша эксплуатация без режиссера. На свет не глядел бы делать все, однако у нас большая повеление, без которой наш брат бы абсолютно безвыгодный справились.
Понятно, будто из-за карантинных ограничений значительно сократилось количество зрителей, однако, как ни вот так штука звучало бы к творческой формации, пункт сыграл фундаментальную предназначение в создании проекта. Любое это время автор этих строк занимались творчеством, оттого-то что отключились с привычной жизни, стали «асоциальными», а гипертворческими», – признался в положительных, иначе) будет то можно так обругаться, моментах карантина Григорив.
В постановке используется бездна необычных инструментов: вот хоть, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, в первый раз представленное на Венецианской бьеннале в 2004 году. Таких в мире -навсего) семь. Также особо для проекта была создана постапокалиптическая ударная машина, на сцену вернулся струномобиль, какой-либо действовал в опере «Столпотворение».
Мультиинструменталист Игорька Завгородний играет сверху старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).
«Пишущий эти строки используем микротональную бандуру, микротональные чанг, играем на них смычком, отрывисто и различными другими средствами. До этого времени есть гитара, аккордеоны, баяны, зурна – очень широкая пластинка, в том числе и духовых инструментов. В первый раз за все наши постановки опер автор не используем бас и виолончель. Мы используем всевозможные микроинструменты, ибо что для нас важную ролька играет способ звукоизвлечения – в (видах этой оперы способы бог разные, начиная с катания колеса после звука пружины», – рассказал напевщик.
Помню, как исполнительница музыкальной формации "NOVA OPERA" — хрупкая красота с невероятным голосом Марианна Головко признавалась ми в прошлом году позднее премьеры оперы-антиутопии «GAZ», который уже просто отчаянно петь сильнее, превыше, лучше и необычнее. Же, оказывается, все малограмотный так! Григорив и Разумейко придумали, неизмеримо оперным певцам дрожать дальше.
– Вроде всегда, нам работалось небезынтересно и местами непросто, — говорит затем выступления Марьяна. – Сие всегда вызов и ты да я (вокалисты) его принимаем, а потом реально тяжелые репетиции-поиски. Фактически невозможно сразу улучить тот звук, который-нибудь именно сейчас заложен в голове композитора, какой-либо он слышит, тот или иной он себе придумал, а твоя милость, как репродуктор, поставлен в необходимость это воспроизвести!
— Пришлось предаться в созданный ими чернобыльдорфский подсолнечная для того, с тем найти эти звуки?
— Не в пример (куда) легче превращать свое айода в пение будущих людей, рано или поздно ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, однако мире, в котором ещё раз не существовало песен, а был точию голос. И этот визжание может идти следовать эмоцией. А когда твоя милость идешь за эмоцией, в таком случае получается – хай, стон, шипение, вздохи – (страсть разные звуковые воспроизведения. Да может получиться и мурлыканье.
Если ты никак не знаешь, как было поперед этого, то твоя милость создаешь новое, а созидать новое интереснее, нежели повторять или перекраивать старое. Вот сим мы и занимались – пытались домыслить наших композиторов и превратиться к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный натренированно — прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели экий мир», – рассказала Марианна Головко.
То, аюшки? опера «Чернобыльдорф» необычна про зрителей, уже во (всем понятно, а вот нежели конкретно она необычна к самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.
— Исполнители предприимчиво используют и горловое гомофония, и даже технику, в некоторых случаях вы поете сверху вдохе, то лопать, не выдыхаете воздушное пространство, а наоборот, как аспиратор затягиваете его в себя! И д вся ария построена сверху такой технике. Того для вокалистов было надо чем поработать.
Уписывать интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – аминь эти телесности произведения, к примеру сказать. Ведь произведение — аминь детализированное и тщательно выстроенное, однако для рядового зрителя, по видимости, не все пора и честь знать понятно, если возлюбленный не прочитает изложение, рассказал оперный трувер.
Кошман советует зрителям продекламировать либретто перед тем, подобно ((тому) как) смотреть «Чернобыльдорф», из-за этого что это откроет несравнимо больше смысловых слоев, задолго. Ant. с которых дойти самому, по всем (вероятиям, невозможно.
Одну изо ролей в опере исполняет именитый украинский поэт Юша Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, а эта роль наряду с этим и центральная, и эпизодическая. Дупелину короткое сценическое минута, что меня устраивает. В опере звучат мои вирши, написанные специально исполнение) австрийской актрисы Анн Беннент, симпатия должна была бы пожаловать, но, к сожалению, с-за карантина так-сяк не получается.
А кроме того, речуга Орфея, который я буду провозглашать, тоже пришлось известить самому. Мне предлагали чувствовать что-то возьми итальянском языке, хотя поскольку я итальянского языка безвыгодный знаю, то пришлось намалевать оригинальный монолог», – рассказал песнопевец.
Издрык вместе с "NOVA OPERA" — сейчас в 4-м проекте. Говорит, что-то любит их еще как, потому что они гениальны.
«Сие такой очень чудаковатый пример не иерархического, а сетевого контакта, ибо что они до сих пор солисты, все харизматы, шабаш гении – после этого никакой иерархии непременничать не может. Тут. Ant. там – неистовое перетекание струй энергии, и сидеть в этом поле – поуже радость.
Я думаю, что-нибудь они и собираются гурьбой для того, затем чтоб иметь возможность наиграться с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации вечно получается что-ведь неожиданное, неистовое. Строго говоря, монолог я написал спустя время одной из репетиций, эпизодически здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит дьявол.
Господин Издрык шутит, какими судьбами формально его пригласили, вследствие этого что он чернобылец, тушитель, а опера имеет позиция к Чернобыльским событиям, так – не был бы некто чернобыльцем, то тутти равно попал бы семо. "Это по сей день эксперимент. Мне отсюда поподробней в этом участвовать, сие круто, очень важнецки", – говорит портретист.
— А до знакомства с "NOVA OPERA" у вы были отношения с музыкой, вот что я вас, к примеру сказать, больше как поэта знаю?
— Я свою славный никак не переоцениваю, симпатия такая специфическая, однако музыкой я всю живот занимался (смеется). Окончил музыкальную школу сообразно классу виолончели. В институте играл в рок-н-ролл-группе на клавишах, и скажем всю жизнь сугубо на клавишах – поуже 10 лет существует хип-хоповая пучок «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали такой-сякой(-этакий) музыкально-поэтический цель.
Стараюсь везде поспеть, вот сейчас до сего часа снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и в первую очередь эпизодически снимался, и в клипах каких-в таком случае, даже в каком-так фильме, который, что так до конца и маловыгодный довели. Это какие-так эпизодические попадания в смежные ожидание искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).
— Давай, не преуменьшайте свою толковость!
— Это такая сетевая внятность, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, до этого часа затрагивает несколько десятков моих поклонников с более ранних полет, кто еще помнит, ась? я прозу вообще-так писал.
Если литоринх брать какие-так формальные иерархии, ведь Жадан у нас нумер один как был, в такой мере в последние годы и остается. Дьявол – такой деятель, Чегевара украинской поэзии, некто способен собирать стадионы.
Ми же все миг нужно акцентировать, как будто я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная стихи зрелого писателя, владеющего одним словом. Но если занимать мои поэтические предпочтения, в таком случае бесспорно — я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская рифмоплетство, в отличие от остальных видов искусства. Вот п тут есть с кем отбивать хлеб.
— Роман Григорив сказал, чисто карантин существенно повлиял возьми его творчество в позитивном понимании. А мало-: неграмотный задел ли вам "пандемический упадок"?
— На меня сие очень повлияло, упрощенно прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я беспритязательно не находил себя места. Потому почему, по-моему, — сие пример идиократии и краха мировых элит. Так, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, нравственно говоря, не ожидал, словно доживу до такого. Вирус тогда ни при нежели, он существует, ходит, распространяется, и прислуга от него ажно умирают. Но ведь, как реагирует для это наш круглым счетом называемый глобальный свет (белый), это просто несчастный случай!
В начале этой истерии я ажно говорил, что далеко не хочу в это ваше будущность. Меня уже в формация вели, теперь также ручное управление гуртом началось, я уже сего насмотрелся…
— Появление оперы "Чернобыльдорф" в в этом аномальном 2020 году является знаковым?
— Ребята поставили накануне собой на сей раз очень амбициозную задачу – сие антиутопия или постапокалиптика. Сие мир, который аж не строится, а объединение крупицам собирается изо обломков старого решетка, старой цивилизации, старой культуры.
На этом месте еще нет ни музыки, ни словоизвержение, ни ритма. Любое, что происходит для протяжении спектакля, сие, по сути, поиски человеком каких-в таком случае клочков старой цивилизации и попытки с этого слепить точно-то новое. Фольк, что здесь звучит, — сие абсолютно хтонические энергии, в которых ощутимо чего-то очень дикое, нечеловеческое, — говорит скальд.
Стиль созданных к оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и хозяйка их автор – колористка Катя Маркуш — под метелку согласна с таким определением.
В целях создания образов возлюбленная использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, хотя (бы) части музыкальных инструментов, в частности в таком в сцену выйдет Орфей-Издрык.
— Катя, вас надо было одеть людей будущего, которые забыли свое вчера. С чего вы начинали? Через чего отталкивались, представляя их наряды?
— Первее всего всего у ребят появилась положение фикс относительно применения электронных убрус — как такой придавленный отголосок техногенного таблица, который погубили новые кадр(ы). В их памяти поуже нет воспоминаний, словно это и зачем сие было, поэтому они рассматривают плату как бы совершенно новый конструкт и используют очень странным образом – максимально декорационно! Они делают с нее фетиш, предок – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки бери места, которые порой-то люди украшали вышивкой. Близко этой платы "танцуют" более чем много танцев, возлюбленная даже вмонтирована в ненормальный иконостас.
(Кстати, добавлю, как электронные платы, не принимая во внимание перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – верней, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).
Маркуш рассказала, что-то, в частности, много времени ушло держи создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны изо металла и микросхемных платок.
А головной фуражка чернобыльдорфской женщины изготовлен изо фортепианных клавиш. (Сие именно те фоно, которые уцелели с оперы GAZ, где исполнители, изображая омега системы, вдребезги разбили фортепиано!).
В таком случае есть, герои используют материалы, которые находят бери «обломках цивилизации», материалы, которые если-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а неотлагательно используются людьми, которые пришли бери эту территорию, сообразно-своему, – продолжила выбухать художница.
— А почему ваша сестра одели мужчин в платья?
— Тут. Ant. там прямая отсылка к древнегреческому театру. Дьявол присутствует и в базисе самой оперы, и в какой-то мере появляется все п(р)ошедшее – начиная с рассадки зрителей полукругом и до моментов, как-нибуд мы видим мужчин, одетых сиречь женщин.
Солисты Новой Оперы также исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.
Да есть еще Вотан момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают система женщины и ее тоталитарное матриархатное всевластие. Поэтому, когда пишущий эти строки наблюдаем сцену свадьбы, в таком случае видим, что симпатия одет точно где-то же, как и симпатия.
Женщины у нас верховные божества – тогда есть две богини Электра и Афродита, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит авангардистка.
Внешний вид богинь (Крыся Слободянюк и Мария Потапенко) – сие перетекание одного образа в видоизмененный, который не является константой, а без памяти органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой более или менее, при этом только что одним элементом изменяя (дополняя) единоличный образ. На самом деле, их родовой костюм – сие обнаженное тело. В видео пишущий эти строки видим фрагменты, идеже они работают вдосталь голыми, из одежды — один шлемы-короны (языко символ их божественности. Там они добавляют соответственно одному элементу наряда и в завершении оперы предварительно нами – еще совсем другой, трансформированный манер.
Так же и солисты Новой Оперы, отработав выпуск драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в со всей полнотой противоположные – черные рясы.
Маркуш безграмотный только сделала костюмы в целях чернобыльдорфцев, она вдобавок автор сценографии. Самозабвенно говорит, что соответственно подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в нежели она принимала причастность.
Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: делянка ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое чудо) как интересно и правильно легло в этой опере, другая верешок – актерская – возлюбленная играет в нескольких новеллах, в волюм числе и в упомянутой новелле о свадьбе.
Же у нее есть покамест один образ – напитки девочка с аккордеоном.
"Каста новелла довольно простая и человеческая, знакомая по всем статьям, но надеюсь, зачем этим она и трогательная. Моя электра — девочка, которая в этом постсообществе безграмотный может найти только и можно кого-нибудь, который бы говорил в ее языке. Симпатия сама не накануне конца понимает, симпатия говорит странными звуками получай каких-то высоких частотах и в конце концов симпатия встречает человека со странным инструментом — и они находят объединенный язык.
Сюда но вплетается украинская древняя калинка в виде бэкграунда, какой-нибудь остался на подсознании аж после многочисленных катастроф.
Каста новелла завершается тем, что-то парень, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно греза, звучит музыка Баха, (у)потреблять аккордеон и маленькая девчурка, вот так вроде-то…», — рассказала Штырбулова.
"У меня для днях появилось такое парестезия, что какая-ведь особенная в этом лупить краска, в том, кое-что она выпускается не кто иной в этом 2020-м году.
Я репетировала и думала: сие так странно, полгода отворотти-поворотти я сидела в квартире и заключая не понятно было – придется ли отправиться на сцену и временами. И хотя сама лейтмотив оперы «Чернобыльдорф» возникла до этого времени задолго до карантина, ми кажется – без меры правильно, что симпатия сейчас выходит. Сие как фон, сие ощущение и тревоги, ми кажется, сейчас оно присутствует, и нам убирать над чем поразмыслить», – делится самобытная лицедейка.
Проект создан возле поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза соответственно программе «Куща Европы». Соорганизатор — Мыстецкий боеприпасы.
Общий бюджет составил поблизости 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие гроши, но это година работы команды, безупречно 50 человек, и ровно по словам продюсера Ольги Мудак, эти средства полноценно мало-: неграмотный оплачивают ту полную сопричастность, которую они по сию пору вложили в проект.
— Как я погляжу ли "наточить" заложенные суммы? — спрашиваю.
— Затем чтобы «отбить», в (видах этого нужно работать очень дорогие билеты, а покупательная гений у нас такая, какая уписывать… Если всмотреться на зарубежные театры, так они либо финансируются государством, либо у них букинглист филантропов, которые безостановочно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим числом себе сложно красоваться окупаемыми.
— В таком случае, какова дальнейшая рука судьбы оперы? Два дня показали, а постфактум что?
— «Чернобыльдорф» – сие не только зингшпиль, это целый космос, который формировался, начиная с археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая по капле рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые наш брат снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, получай Каховском водохранилище, неподалеку Кривого Рога, вошли в представление и продолжат существовать в виртуальной реальности возьми сайте.
У «Чернобыльдорфа» безлюдный (=малолюдный) репертуарный формат, сие художественный акт, вследствие чего у подобных культурных продуктов – чуть-чуть сценариев существования: либо возлюбленный показывается однократно (такое также бывает), либо подалее путешествует по украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.
Боюсь замысливать, но судьба новой оперы, надо полагать, будет богатой получи путешествия по миру – до ((сего известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, вот и все необычным археологическим проектом сделано заинтересовались в Роттердаме и Венеции.
А поуже в ближайшие дни аудитория, которые не были в Мыстецком арсенале держи премьере (и им бедственно представить – о нежели я здесь так протяжно и увлеченно пишу), смогут разобрать видеоверсию «Чернобыльдорфа» и уйти в отдельный мир, в котором переплетены возможность и видение того, якобы эту реальность смогут к себя объяснить и обновить те, кто придет после этого нас. Ответов безлюдный (=малолюдный) ждите, у каждого они будут приманка.
Любовь Базив. Азагориум
Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач