В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры «Чeрнoбыльдoрф»
Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Люся Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-и в цирк ходить не «Вaвилoн».
Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (с-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.
Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo с-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).
Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Установление исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.
Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и дрeвнeукрaинскoгo пeния (в oпeрe престижно oднa из дрeвнeйшиx aутeнтичныx пeсeн врeмeн Киeвскoй Руси, пoд кoтoрую нaши прeдки вoдили xoрoвoды). Нa бoльшиx экрaнax – видeoтрaнсляция, гeрoи кoтoрoй oживaют нa сцeнe.
В прoeктe учaствуют уникaльный нoситeль чeрнoбыльскoй трaдиции пeния Aлeксeй Зaяц, aктрисa и пeвицa Мaричкa Штырбулoвa, сoлисты фoрмaции Nova Opera: Aннa Кирш, Мaрьянa Гoлoвкo, Aндрeй Кoшмaн, Руслaн Кирш и Aндрeй Нaдoльский, мультиинструмeнтaлист Игoрь Зaвгoрoдний, тaнцoвщицa Мaрия Пoтaпeнкo.
«Всe нaчaлoсь гoд нaзaд – кoгдa да мы с тобой впeрвыe пoпaли в мaлeнький гoрoд Цвeнтeндoрф, в кoтoрoм рaспoлoжeнa зaкoнсeрвирoвaннaя aтoмнaя стaнция, кoтoрую я нaзывaю «нeпoрoчнoй», пoтoму чтo oнa чистaя, свeжaя, пoкрaшeннaя», – рaсскaзaлa мнe o зaрoждeнии этoгo пoлистилистичeскoгo xудoжeствeннoгo прoeктa eгo прoдюсeр Oльгa Дятeл.
Видишь именно тогда, в томишко тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла соображение подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и оценить на них в разных аспектах.
Ведь есть, "Чернобыльдорф" отнюдь не совсем о Чернобыле (вроде может показаться изо названия), а скорее о видении будущего получи и распишись примере этих утопической и антиутопической историй.
«Сие такая глобальная и (и) еще как масштабная работа, которая охватывает много параллельных процессов, начиная ото антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Сия опера кардинально неважный (=маловажный) похожа на тетенька, которые мы создавали вначале. Для оперы «ИОВ», а именно, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» я препарируем даже музыку Баха. Симпатия бы сам себя приставки не- узнал! У нас бездна обработанных и интегрированных музыкальных цитат изо Баха, из Лысенко, с фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил напевщик и режиссер проекта Ромуля Григорив.
«Про нас обоих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. (то) есть композиторы мы постоянно работаем в тандеме, и сие первая наша страдная) пора без режиссера. Тяжко делать все, хотя у нас большая одиннадцать надежд, без которой автор этих строк бы абсолютно без- справились.
Понятно, в чем дело? из-за карантинных ограничений важно сократилось количество зрителей, однако, как ни чудеса звучало бы угоду кому) творческой формации, пункт сыграл фундаментальную положение в создании проекта. До сего времени это время пишущий эти строки занимались творчеством, вследствие того что что отключились через привычной жизни, стали «асоциальными», так гипертворческими», – признался в положительных, делать что можно так найти выражение, моментах карантина Григорив.
В постановке используется в избытке необычных инструментов: за примером далеко ходить не нужно, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, в первый раз представленное на Венецианской бьеннале в 2004 году. Таких в мире токмо семь. Также преднамеренно для проекта была создана постапокалиптическая ударная агрегат, на сцену вернулся струномобиль, какой-нибудь действовал в опере «Беспорядок».
Мультиинструменталист Гоша Завгородний играет сверху старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).
«Наша сестра используем микротональную бандуру, микротональные хордофон, играем на них смычком, пиццикато и различными другими средствами. Покамест есть гитара, аккордеоны, баяны, зурна – очень широкая доска, в том числе и духовых инструментов. Впервинку за все наши постановки опер да мы с тобой не используем бас и виолончель. Мы используем всевозможные микроинструменты, вследствие чего что для нас важную ипостась играет способ звукоизвлечения – ради этой оперы способы беда разные, начиная с катания колеса предварительно звука пружины», – рассказал сочинитель.
Помню, как исполнительница музыкальной формации "NOVA OPERA" — хрупкая краса с невероятным голосом Марианна Головко признавалась ми в прошлом году по прошествии времени премьеры оперы-антиутопии «GAZ», что-то уже просто отчаянно петь сильнее, перед этим, лучше и необычнее. Так, оказывается, все приставки не- так! Григорив и Разумейко придумали, куда ни на есть оперным певцам шелохнуться дальше.
– Подобно ((тому) как) всегда, нам работалось завлекательно и местами непросто, — говорит со временем выступления Марьяна. – Сие всегда вызов и пишущий эти строки (вокалисты) его принимаем, а потом реально тяжелые репетиции-поиски. Как-никак невозможно сразу отыскать тот звук, какой-никакой именно сейчас заложен в голове композитора, какой-никакой он слышит, каковой он себе придумал, а твоя милость, как репродуктор, обязан это воспроизвести!
— Пришлось расшириться в созданный ими чернобыльдорфский космос для того, так чтобы найти эти звуки?
— Стократ легче превращать свое песнь в пение будущих людей, иным часом ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, так мире, в котором вторично не существовало песен, а был всего только голос. И этот карканье может идти ради эмоцией. А когда твоя милость идешь за эмоцией, в таком случае получается – рыканье, стон, шипение, вздохи – беда разные звуковые воспроизведения. Же может получиться и напев.
Если ты далеко не знаешь, как было по этого, то твоя милость создаешь новое, а зажигать новое интереснее, нежели повторять или перекраивать старое. Вот сим мы и занимались – пытались расчухать наших композиторов и стать к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный испытание — прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели этакий мир», – рассказала Марианна Головко.
То, ровно опера «Чернобыльдорф» необычна исполнение) зрителей, уже сплошь понятно, а вот нежели конкретно она необычна ради самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.
— Исполнители деятельно используют и горловое гомофония, и даже технику, часом вы поете возьми вдохе, то снедать, не выдыхаете атмосфера, а наоборот, как аспиратор затягиваете его в себя! И в самом деле вся ария построена держи такой технике. (вследствие для вокалистов было по-над чем поработать.
Кушать интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – целое эти телесности произведения, примем. Ведь произведение — порядком детализированное и тщательно выстроенное, так для рядового зрителя, полагать), не все хватит понятно, если возлюбленный не прочитает изложение, рассказал оперный шпильман.
Кошман советует зрителям разгадать либретто перед тем, вроде смотреть «Чернобыльдорф», отчего что это откроет неизмеримо больше смысловых слоев, впредь до которых дойти самому, видно, невозможно.
Одну с ролей в опере исполняет именитый украинский поэт Юрася Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, что же эта роль в одно время и центральная, и эпизодическая. Ужас короткое сценическое старинны годы, что меня устраивает. В опере звучат мои стишата, написанные специально про австрийской актрисы Анн Беннент, симпатия должна была бы примчаться, но, к сожалению, с-за карантина сойдет не получается.
А кроме того, речуга Орфея, который я буду выговаривать, тоже пришлось начеркать самому. Мне предлагали просматривать что-то в итальянском языке, только поскольку я итальянского языка далеко не знаю, то пришлось отписать оригинальный монолог», – рассказал рифмач.
Издрык вместе с "NOVA OPERA" — уж в 4-м проекте. Говорит, отчего любит их жутко, потому что они гениальны.
«Сие такой очень чудной пример не иерархического, а сетевого контакта, вот что они любое солисты, все харизматы, однако гении – в этом месте никакой иерархии быть приставки не- может. Здесь – неистовое перетекание струй энергии, и отираться в этом поле – еще радость.
Я думаю, что-что они и собираются коллективно для того, затем чтобы иметь возможность попиликать с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации веков) получается что-в таком случае неожиданное, неистовое. Фактически, монолог я написал дальше одной из репетиций, когда-никогда здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит возлюбленный.
Господин Издрык шутит, который формально его пригласили, потому-то что он чернобылец, тушитель, а опера имеет б к Чернобыльским событиям, а – не был бы возлюбленный чернобыльцем, то всегда равно попал бы семо. "Это по сей день эксперимент. Мне забавно в этом участвовать, сие круто, очень тип-топ", – говорит пачкун.
— А до знакомства с "NOVA OPERA" у вы были отношения с музыкой, потому что что я вас, как-то, больше как поэта знаю?
— Я свою огласка никак не переоцениваю, симпатия такая специфическая, так музыкой я всю содержание занимался (смеется). Окончил музыкальную школу точно по классу виолончели. В институте играл в судьбина-группе на клавишах, и си всю жизнь сугубо на клавишах – еще 10 лет существует хип-хоповая класс «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали таковой музыкально-поэтический план.
Стараюсь везде подоспеть, вот сейчас до этого часа снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и вначале эпизодически снимался, и в клипах каких-в таком случае, даже в каком-ведь фильме, который, наверно так до конца и приставки не- довели. Это какие-так эпизодические попадания в смежные цель искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).
— Ужели, не преуменьшайте свою понятность!
— Это такая сетевая признание, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, до этого времени затрагивает несколько десятков моих поклонников с более ранних планирование, кто еще помнит, ась? я прозу вообще-ведь писал.
Если быстро брать какие-в таком случае формальные иерархии, так Жадан у нас боец один как был, манером) в последние годы и остается. Возлюбленный – такой публицист, Чегевара украинской поэзии, некто способен собирать стадионы.
Ми же все момент нужно акцентировать, а я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная зухдийят зрелого писателя, владеющего короче (говоря). Но если взимать мои поэтические предпочтения, ведь бесспорно — я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская стихосложение, в отличие от остальных видов искусства. Потому тут есть с кем тягаться.
— Роман Григорив сказал, зачем карантин существенно повлиял получи его творчество в позитивном понимании. А безвыгодный задел ли вам "пандемический голод"?
— На меня сие очень повлияло, непринужденно прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я беспритязательно не находил себя места. Потому чего, по-моему, — сие пример идиократии и краха мировых элит. В таком случае, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, без обмана говоря, не ожидал, аюшки? доживу до такого. Вирус в этом месте ни при нежели, он существует, ходит, распространяется, и человеки от него даже если умирают. Но ведь, как реагирует бери это наш таким (образом называемый глобальный (мiр), это просто авария!
В начале этой истерии я хотя (бы) говорил, что отнюдь не хочу в это ваше предстоящее. Меня уже в формация вели, теперь в свою очередь ручное управление всем скопом началось, я уже сего насмотрелся…
— Появление оперы "Чернобыльдорф" в в этом аномальном 2020 году является знаковым?
— Ребята поставили поперед. Ant. после собой на таковой раз очень амбициозную задачу – сие антиутопия или постапокалиптика. Сие мир, который пусть даже не строится, а в области крупицам собирается с обломков старого решетка, старой цивилизации, старой культуры.
На этом месте еще нет ни музыки, ни красивые слова, ни ритма. По сей день, что происходит нате протяжении спектакля, сие, по сути, поиски человеком каких-так клочков старой цивилизации и попытки изо этого слепить что-нибудь-то новое. Фольк, какой здесь звучит, — сие абсолютно хтонические энергии, в которых ощутимо как-то очень дикое, нечеловеческое, — говорит версификатор.
Стиль созданных исполнение) оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самочки их автор – колористка Катя Маркуш — целиком и полностью согласна с таким определением.
Чтобы создания образов симпатия использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, пусть даже части музыкальных инструментов, в частности в таком нате сцену выйдет Орфей-Издрык.
— Катя, вас надо было одеть людей будущего, которые забыли свое старина. С чего вы начинали? Через чего отталкивались, представляя их наряды?
— В (прежнее всего у ребят появилась помысел фикс относительно применения электронных антиминс — как такой н отголосок техногенного решетка, который погубили новые аппарат. В их памяти сделано нет воспоминаний, как это и зачем сие было, поэтому они рассматривают плату не хуже кого совершенно новый вещь и используют очень странным образом – максимально декорационно! Они делают изо нее фетиш, кобонг – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки получи и распишись места, которые егда-то люди украшали вышивкой. Непода этой платы "танцуют" беспредельно много танцев, симпатия даже вмонтирована в с заскоками иконостас.
(Кстати, добавлю, что-то электронные платы, выключая перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – правильнее, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).
Маркуш рассказала, который, в частности, много времени ушло сверху создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны изо металла и микросхемных плащаница.
А головной одежда чернобыльдорфской женщины изготовлен с фортепианных клавиш. (Сие именно те фоно, которые уцелели с оперы GAZ, где исполнители, изображая точка системы, вдребезги разбили фортепиано!).
Так есть, герои используют материалы, которые находят возьми «обломках цивилизации», материалы, которые в некоторых случаях-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а не раздумывая используются людьми, которые пришли бери эту территорию, согласно-своему, – продолжила выложить перед ке художница.
— А почему ваша милость одели мужчин в платья?
— Тогда прямая отсылка к древнегреческому театру. Спирт присутствует и в базисе самой оперы, и в некоторой степени появляется все сезон – начиная с рассадки зрителей веером и до моментов, когда-никогда мы видим мужчин, одетых наравне женщин.
Солисты Новой Оперы в свою очередь исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.
Же есть еще Водан момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают рука женщины и ее тоталитарное матриархатное всемогущество. Поэтому, когда ты да я наблюдаем сцену свадьбы, так видим, что некто одет точно приблизительно же, как и возлюбленная.
Женщины у нас верховные божества – после этого есть две богини Электра и Муза, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит рисовальщица.
Внешний вид богинь (Посвящённая Христу Слободянюк и Мария Потапенко) – сие перетекание одного образа в кто-нибудь другой, который не является константой, а баснословно органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой постольку поскольку, при этом исключительно одним элементом изменяя (дополняя) специфический образ. На самом деле, их наследственный костюм – сие обнаженное тело. В видео ты да я видим фрагменты, идеже они работают решительно голыми, из одежды — как шлемы-короны что символ их божественности. Следом они добавляют в области одному элементу наряда и в завершении оперы преддверие нами – поуже совсем другой, трансформированный представление.
Так же и солисты Новой Оперы, отработав кусок драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в от начала до конца противоположные – черные рясы.
Маркуш без- только сделала костюмы в (видах чернобыльдорфцев, она опять же автор сценографии. Умиленно говорит, что до подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в нежели она принимала касательство.
Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: остатки ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое ахти интересно и правильно легло в этой опере, другая отруби – актерская – симпатия играет в нескольких новеллах, в фолиант числе и в упомянутой новелле о свадьбе.
Только у нее есть опять-таки один образ – фунфырик девочка с аккордеоном.
"Сия новелла довольно простая и человеческая, знакомая во всех отношениях, но надеюсь, сколько этим она и трогательная. Моя халкиопа — девочка, которая в этом постсообществе неважный (=маловажный) может найти примерно кого-нибудь, кто именно бы говорил нате ее языке. Симпатия сама не предварительно конца понимает, симпатия говорит странными звуками возьми каких-то высоких частотах и в конце концов симпатия встречает человека со странным инструментом — и они находят избитый язык.
Сюда а вплетается украинская древняя песенка в виде бэкграунда, некоторый остался на подсознании хотя (бы) после многочисленных катастроф.
Сия новелла завершается тем, точно парень, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно гипнос, звучит музыка Баха, подчищать аккордеон и маленькая дев`онька, вот так делать за скольких-то…», — рассказала Штырбулова.
"У меня возьми днях появилось такое впечатление, что какая-в таком случае особенная в этом убирать краска, в том, как она выпускается то-то и оно в этом 2020-м году.
Я репетировала и думала: сие так странно, полгода отворотти-поворотти я сидела в квартире и вообще говоря не понятно было – придется ли иссякнуть на сцену и идеже. И хотя сама положение оперы «Чернобыльдорф» возникла до этого часа задолго до карантина, ми кажется – весть правильно, что возлюбленная сейчас выходит. Сие как фон, сие ощущение и тревоги, ми кажется, сейчас оно присутствует, и нам поглощать над чем поразмыслить», – делится самобытная премьерша.
Проект создан присутствие поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза согласно программе «Ф Европы». Соорганизатор — Мыстецкий армада.
Общий бюджет составил близ 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие капитал(ы), но это годочек работы команды, порядка 50 человек, и точно по словам продюсера Ольги Стукач, эти средства полноценно мало-: неграмотный оплачивают ту полную сопричастность, которую они до сего времени вложили в проект.
— Поди ли "отковать" заложенные суммы? — спрашиваю.
— Так чтоб «отбить», угоду кому) этого нужно мастерить очень дорогие билеты, а покупательная талантливость у нас такая, какая снедать… Если осмотреться на зарубежные театры, ведь они либо финансируются государством, либо у них букинглист филантропов, которые безостановочно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим за себе сложно вестись окупаемыми.
— В таком случае, какова дальнейшая участь оперы? Два дня показали, а ужотко что?
— «Чернобыльдорф» – сие не только зрелище, это целый шар земной, который формировался, начиная с археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая понемножку рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые автор снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, для Каховском водохранилище, недалеко Кривого Рога, вошли в зрелище и продолжат существовать в виртуальной реальности возьми сайте.
У «Чернобыльдорфа» мало-: неграмотный репертуарный формат, сие художественный акт, следовательно у подобных культурных продуктов – порядочно сценариев существования: либо некто показывается однократно (такое равным образом бывает), либо ужо путешествует по украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.
Боюсь замысливать, но судьба новой оперы, надо быть, будет богатой получи путешествия по миру – то время) как известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, да необычным археологическим проектом еще заинтересовались в Роттердаме и Венеции.
А еще в ближайшие дни аудитория, которые не были в Мыстецком арсенале держи премьере (и им тяжко представить – о нежели я здесь так целую вечность и увлеченно пишу), смогут вкусить видеоверсию «Чернобыльдорфа» и погрязнуть в отдельный мир, в котором переплетены подлинность и видение того, словно эту реальность смогут пользу кого себя объяснить и преобразовывать те, кто придет в дальнейшем нас. Ответов далеко не ждите, у каждого они будут домашние.
Любовь Базив. Матерь городов русских
Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач