В Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры «Чeрнoбыльдoрф»
Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Люня Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-шапито «Вaвилoн».
Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (изо-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.
Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo изо-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).
Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Учреждение исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.
Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и дрeвнeукрaинскoгo пeния (в oпeрe важно oднa из дрeвнeйшиx aутeнтичныx пeсeн врeмeн Киeвскoй Руси, пoд кoтoрую нaши прeдки вoдили xoрoвoды). Нa бoльшиx экрaнax – видeoтрaнсляция, гeрoи кoтoрoй oживaют нa сцeнe.
В прoeктe учaствуют уникaльный нoситeль чeрнoбыльскoй трaдиции пeния Aлeксeй Зaяц, aктрисa и пeвицa Мaричкa Штырбулoвa, сoлисты фoрмaции Nova Opera: Aннa Кирш, Мaрьянa Гoлoвкo, Aндрeй Кoшмaн, Руслaн Кирш и Aндрeй Нaдoльский, мультиинструмeнтaлист Игoрь Зaвгoрoдний, тaнцoвщицa Мaрия Пoтaпeнкo.
«Всe нaчaлoсь гoд нaзaд – кoгдa автор этих строк впeрвыe пoпaли в мaлeнький гoрoд Цвeнтeндoрф, в кoтoрoм рaспoлoжeнa зaкoнсeрвирoвaннaя aтoмнaя стaнция, кoтoрую я нaзывaю «нeпoрoчнoй», пoтoму чтo oнa чистaя, свeжaя, пoкрaшeннaя», – рaсскaзaлa мнe o зaрoждeнии этoгo пoлистилистичeскoгo xудoжeствeннoгo прoeктa eгo прoдюсeр Oльгa Дятeл.
Смотри именно тогда, в фолиант тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла понятие подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и осмотреть на них в разных аспектах.
Ведь есть, "Чернобыльдорф" безвыгодный совсем о Чернобыле (наподобие может показаться изо названия), а скорее о видении будущего сверху примере этих утопической и антиутопической историй.
«Сие такая глобальная и архи масштабная работа, которая заключает много параллельных процессов, начиная с антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Сия опера кардинально маловыгодный похожа на тетька, которые мы создавали п. Для оперы «ИОВ», так, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» да мы с тобой препарируем даже музыку Баха. Спирт бы сам себя мало-: неграмотный узнал! У нас счета обработанных и интегрированных музыкальных цитат с Баха, из Лысенко, с фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил песенник и режиссер проекта Романчик Григорив.
«С целью нас обоих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Наподобие композиторы мы вечно работаем в тандеме, и сие первая наша делание без режиссера. Хоть плачь делать все, же у нас большая распоряжение, без которой автор бы абсолютно безвыгодный справились.
Понятно, что же из-за карантинных ограничений много значит сократилось количество зрителей, да, как ни в диковинку звучало бы на творческой формации, изоляция сыграл фундаментальную амплуа в создании проекта. Совершенно это время наш брат занимались творчеством, вследствие этого что отключились с привычной жизни, стали «асоциальными», а гипертворческими», – признался в положительных, разве что можно так дать себя знать, моментах карантина Григорив.
В постановке используется бесчисленно необычных инструментов: примерно (сказать), уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, в первый раз представленное на Венецианской бьеннале в 2004 году. Таких в мире только семь. Также нарочно для проекта была создана постапокалиптическая ударная директива, на сцену вернулся струномобиль, какой-никакой действовал в опере «Шум».
Мультиинструменталист Гуля Завгородний играет получай старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).
«Автор используем микротональную бандуру, микротональные сантур, играем на них смычком, отрывисто и различными другими средствами. Опять-таки есть гитара, аккордеоны, баяны, дудка – очень широкая гамма, в том числе и духовых инструментов. Впервинку за все наши постановки опер наша сестра не используем бас и виолончель. Мы используем всевозможные микроинструменты, благодаря этому что для нас важную занятие играет способ звукоизвлечения – в (видах этой оперы способы (страсть разные, начиная ото катания колеса поперед звука пружины», – рассказал песенник.
Помню, как певица музыкальной формации "NOVA OPERA" — хрупкая красивая с невероятным голосом Марианна Головко признавалась ми в прошлом году истечении (года) премьеры оперы-антиутопии «GAZ», кое-что уже просто не мочь петь сильнее, меньше, лучше и необычнее. Так, оказывается, все приставки не- так! Григорив и Разумейко придумали, несравнимо оперным певцам формироваться дальше.
– Равно как всегда, нам работалось завлекательно и местами непросто, — говорит немного погодя выступления Марьяна. – Сие всегда вызов и наш брат (вокалисты) его принимаем, да потом реально тяжелые репетиции-поиски. Как ни говори невозможно сразу вырвать. Ant. потерять тот звук, кто именно сейчас заложен в голове композитора, тот или иной он слышит, что он себе придумал, а твоя милость, как репродуктор, кому (должно это воспроизвести!
— Пришлось вдаться в созданный ими чернобыльдорфский мироздание для того, в надежде найти эти звуки?
— Бесконечно. Ant. мало легче превращать свое айода в пение будущих людей, при случае ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, однако мире, в котором уже не существовало песен, а был исключительно голос. И этот афония может идти по (по грибы) эмоцией. А когда твоя милость идешь за эмоцией, в таком случае получается – клекот, стон, шипение, вздохи – беда разные звуковые воспроизведения. А может получиться и искусство.
Если ты невыгодный знаешь, как было вплоть до этого, то твоя милость создаешь новое, а сбивать новое интереснее, нежели повторять или переменять старое. Вот сим мы и занимались – пытались войти в суть дела наших композиторов и прибегнуть к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный заматерелость — прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели в таком роде мир», – рассказала Марианна Головко.
То, подобно как опера «Чернобыльдорф» необычна в (видах зрителей, уже вполне понятно, а вот нежели конкретно она необычна про самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.
— Исполнители динамично используют и горловое гомофония, и даже технику, нет-нет да и вы поете получай вдохе, то вкушать, не выдыхаете дух, а наоборот, как всасывающий вентилятор затягиваете его в себя! И документально вся ария построена для такой технике. Потому для вокалистов было надо чем поработать.
Проглатывать интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – трендец эти телесности произведения, к примеру (сказать). Ведь произведение — (спустил детализированное и тщательно выстроенное, однако для рядового зрителя, по всем (вероятиям, не все хорош понятно, если некто не прочитает план, рассказал оперный песельник.
Кошман советует зрителям прочесть либретто перед тем, (то) есть смотреть «Чернобыльдорф», затем что это откроет неизмеримо больше смысловых слоев, раньше которых дойти самому, верно, невозможно.
Одну с ролей в опере исполняет признанный украинский поэт Юраша Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, что же эта роль в одно время и центральная, и эпизодическая. (страсть короткое сценическое хронос, что меня устраивает. В опере звучат мои стишата, написанные специально во (избежание австрийской актрисы Анн Беннент, возлюбленная должна была бы заглянуть, но, к сожалению, с-за карантина сойдет не получается.
А кроме того, речуга Орфея, который я буду высказывать, тоже пришлось сло самому. Мне предлагали учить (кого) что-то нате итальянском языке, только поскольку я итальянского языка мало-: неграмотный знаю, то пришлось сло оригинальный монолог», – рассказал парнас.
Издрык вместе с "NOVA OPERA" — ранее в 4-м проекте. Говорит, сколько любит их чертовски, потому что они гениальны.
«Сие такой очень с банком пример не иерархического, а сетевого контакта, поелику что они кончено солисты, все харизматы, повально гении – на этом месте никакой иерархии взяться не может. На этом месте – неистовое перетекание струй энергии, и походить в этом поле – поуже радость.
Я думаю, словно они и собираются хором для того, для того чтобы иметь возможность перекинуться с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации вечно получается что-ведь неожиданное, неистовое. По существу говоря, монолог я написал в дальнейшем одной из репетиций, кое-когда здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит возлюбленный.
Господин Издрык шутит, точно формально его пригласили, затем что он чернобылец, тушитель, а опера имеет связь к Чернобыльским событиям, только – не был бы возлюбленный чернобыльцем, то и старый и малый равно попал бы семо. "Это постоянно эксперимент. Мне небезынтересно в этом участвовать, сие круто, очень важнецки", – говорит авангардист.
— А до знакомства с "NOVA OPERA" у вы были отношения с музыкой, благодаря чего что я вас, возьмем, больше как поэта знаю?
— Я свою реноме никак не переоцениваю, симпатия такая специфическая, же музыкой я всю многолетие занимался (смеется). Окончил музыкальную школу после классу виолончели. В институте играл в неизбежность-группе на клавишах, и этак всю жизнь наиболее на клавишах – сделано 10 лет существует хип-хоповая систематика «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали подобный музыкально-поэтический план.
Стараюсь везде поспеть, вот сейчас пока еще снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и до тех пор эпизодически снимался, и в клипах каких-в таком случае, даже в каком-так фильме, который, похоже так до конца и приставки не- довели. Это какие-ведь эпизодические попадания в смежные намерение искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).
— Да ну?, не преуменьшайте свою лавры!
— Это такая сетевая репутация, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, опять затрагивает несколько десятков моих поклонников с более ранних парение, кто еще помнит, словно я прозу вообще-так писал.
Если быстро брать какие-ведь формальные иерархии, в таком случае Жадан у нас антре один как был, в такой мере в последние годы и остается. Симпатия – такой деятель, Чегевара украинской поэзии, дьявол способен собирать стадионы.
Ми же все минувшее нужно акцентировать, какими судьбами я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная рифмоплетство зрелого писателя, владеющего короче (говоря). Но если заимствовать мои поэтические предпочтения, в таком случае бесспорно — я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская муаллака, в отличие от остальных видов искусства. Потому тут есть с кем соперничать.
— Роман Григорив сказал, сколько карантин существенно повлиял бери его творчество в позитивном понимании. А далеко не задел ли вам "пандемический переломный момент. Ant. развитие"?
— На меня сие очень повлияло, просто прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я просто малограмотный находил себе места. Затем что, по-моему, — сие пример идиократии и краха мировых элит. Так, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, прямиком говоря, не ожидал, что-что доживу до такого. Вирус на этом месте ни при нежели, он существует, ходит, распространяется, и челядь от него даже если умирают. Но так, как реагирует нате это наш яко называемый глобальный планета, это просто столкновение!
В начале этой истерии я хоть говорил, что отнюдь не хочу в это ваше завтрашний день. Меня уже в формация вели, теперь также ручное управление всем миром началось, я уже сего насмотрелся…
— Появление оперы "Чернобыльдорф" как в этом аномальном 2020 году является знаковым?
— Ребята поставили ранее собой на сей раз очень амбициозную задачу – сие антиутопия или постапокалиптика. Сие мир, который даже если не строится, а за крупицам собирается с обломков старого таблица, старой цивилизации, старой культуры.
После этого еще нет ни музыки, ни суесловие, ни ритма. Однако, что происходит в протяжении спектакля, сие, по сути, поиски человеком каких-в таком случае клочков старой цивилизации и попытки с этого слепить как-то новое. Фольк, кой здесь звучит, — сие абсолютно хтонические энергии, в которых ощутимо по какой причине-то очень дикое, нечеловеческое, — говорит стихослагатель.
Стиль созданных в (видах оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самочки их автор – монументалистка Катя Маркуш — на (все) сто процентов согласна с таким определением.
Во (избежание создания образов возлюбленная использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, аж части музыкальных инструментов, в частности в таком бери сцену выйдет Орфей-Издрык.
— Катя, вас надо было одеть людей будущего, которые забыли свое история. С чего вы начинали? Ото чего отталкивались, представляя их наряды?
— Заблаговременно всего у ребят появилась замысел фикс относительно применения электронных платок — как такой придавленный отголосок техногенного таблица, который погубили новые человек. В их памяти поуже нет воспоминаний, словно это и зачем сие было, поэтому они рассматривают плату в качестве кого совершенно новый спинар и используют очень странным образом – максимально несерьезно! Они делают изо нее фетиш, предок – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки в места, которые подчас-то люди украшали вышивкой. Близко этой платы "танцуют" весть много танцев, симпатия даже вмонтирована в необычный иконостас.
(Кстати, добавлю, чисто электронные платы, сверх перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – компаратив, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).
Маркуш рассказала, аюшки?, в частности, много времени ушло нате создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны с металла и микросхемных платок.
А головной фата чернобыльдорфской женщины изготовлен с фортепианных клавиш. (Сие именно те фоно, которые уцелели изо оперы GAZ, где исполнители, изображая finita la comedia системы, вдребезги разбили фортепиано!).
В таком случае есть, герои используют материалы, которые находят возьми «обломках цивилизации», материалы, которые когда-никогда-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а неотложно используются людьми, которые пришли возьми эту территорию, согласно-своему, – продолжила выболтать художница.
— А почему вам одели мужчин в платья?
— В этом месте прямая отсылка к древнегреческому театру. Некто присутствует и в базисе самой оперы, и в известной мере появляется все хронос – начиная с рассадки зрителей полукругом и до моментов, кое-когда мы видим мужчин, одетых вроде женщин.
Солисты Новой Оперы равным образом исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.
Однако есть еще Водан момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают правление женщины и ее тоталитарное матриархатное власть. Поэтому, когда да мы с тобой наблюдаем сцену свадьбы, в таком случае видим, что некто одет точно беспричинно же, как и симпатия.
Женщины у нас верховные божества – тогда есть две богини Электра и Афродита, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит абстракционистка.
Внешний вид богинь (Посвящённая Христу Слободянюк и Мария Потапенко) – сие перетекание одного образа в другого пошиба, который не является константой, а бог органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой в некоторой мере, при этом всего только одним элементом изменяя (дополняя) частный образ. На самом деле, их самородный костюм – сие обнаженное тело. В видео наша сестра видим фрагменты, идеже они работают в лоск голыми, из одежды — исключительно шлемы-короны ни дать ни взять символ их божественности. Позднее они добавляют по части одному элементу наряда и в завершении оперы прежде нами – поуже совсем другой, трансформированный тип.
Так же и солисты Новой Оперы, отработав доля драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в радикальным образом противоположные – черные рясы.
Маркуш далеко не только сделала костюмы для того чернобыльдорфцев, она опять же автор сценографии. Хвалебно говорит, что за подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в нежели она принимала прикосновенно.
Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: остатки ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое больно интересно и правильно легло в этой опере, другая номер – актерская – симпатия играет в нескольких новеллах, в часть числе и в упомянутой новелле о свадьбе.
Только у нее есть вновь один образ – стопка девочка с аккордеоном.
"Буква новелла довольно простая и человеческая, знакомая во всем, но надеюсь, что же этим она и трогательная. Моя гильгамеш — девочка, которая в этом постсообществе безграмотный может найти как минимум кого-нибудь, кто такой бы говорил бери ее языке. Возлюбленная сама не накануне конца понимает, возлюбленная говорит странными звуками для каких-то высоких частотах и в конце концов симпатия встречает человека со странным инструментом — и они находят повальный язык.
Сюда но вплетается украинская древняя дума в виде бэкграунда, какой-нибудь остался на подсознании даже если после многочисленных катастроф.
Сия новелла завершается тем, аюшки? парень, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно дремота, звучит музыка Баха, снедать аккордеон и маленькая голощёлка, вот так что-то…», — рассказала Штырбулова.
"У меня получи днях появилось такое осязание, что какая-так особенная в этом уплетать краска, в том, по какой причине она выпускается как в этом 2020-м году.
Я репетировала и думала: сие так странно, полгода взад я сидела в квартире и не входя в подробности не понятно было – придется ли истечь на сцену и при случае. И хотя сама помысел оперы «Чернобыльдорф» возникла кроме задолго до карантина, ми кажется – аспидски правильно, что симпатия сейчас выходит. Сие как фон, сие ощущение и тревоги, ми кажется, сейчас оно присутствует, и нам снедать над чем поразмыслить», – делится самобытная исполнительница.
Проект создан близ поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза по части программе «Жилище Европы». Соорганизатор — Мыстецкий склад.
Общий бюджет составил эдак 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие деньги, но это годочек работы команды, на глаз 50 человек, и за словам продюсера Ольги Стукач, эти средства полноценно далеко не оплачивают ту полную втянутость, которую они по сию пору вложили в проект.
— Виртуально ли "уничтожить" заложенные состояние? — спрашиваю.
— Пусть «отбить», к этого нужно выделывать очень дорогие билеты, а покупательная призвание у нас такая, какая наворачивать… Если глянуть на зарубежные театры, ведь они либо финансируются государством, либо у них кадастр филантропов, которые каждую минуту инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим точно по себе сложно присутствовать окупаемыми.
— В таком случае, какова дальнейшая такая судьба выпала оперы? Два дня показали, а вдогонку что?
— «Чернобыльдорф» – сие не только зингшпиль, это целый область, который формировался, начиная через археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая последовательно рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые наша сестра снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, сверху Каховском водохранилище, под боком Кривого Рога, вошли в лицедейство и продолжат существовать в виртуальной реальности получи и распишись сайте.
У «Чернобыльдорфа» мало-: неграмотный репертуарный формат, сие художественный акт, благодаря чего у подобных культурных продуктов – едва сценариев существования: либо спирт показывается однократно (такое равно как бывает), либо ужо путешествует по украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.
Боюсь предполагать, но судьба новой оперы, всем вероятиям), будет богатой нате путешествия по миру – настоящее) время известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, равным образом необычным археологическим проектом уж заинтересовались в Роттердаме и Венеции.
А сделано в ближайшие дни аудитория, которые не были в Мыстецком арсенале сверху премьере (и им тяжко представить – о нежели я здесь так неделями и увлеченно пишу), смогут посмотреть видеоверсию «Чернобыльдорфа» и погрязнуть в отдельный мир, в котором переплетены материальность и видение того, в духе эту реальность смогут на себя объяснить и переработать те, кто придет по времени нас. Ответов неважный (=маловажный) ждите, у каждого они будут близкие.
Любовь Базив. Азагориум
Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач