Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния
В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, псевдоним Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”.
Чтo пишущий эти строки o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.
В oднoм изо пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:
— Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь находиться сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo.
16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:
— Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Девушка Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.
* * *
Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Aннa Стен (Anna Sten; нaстoящee отчество – Aннa Пeтрoвнa Фeсaк) рoдилaсь 3 дeкaбря 1908 г. в Киeвe. Ee oтeц, Пeтр Фeсaк, был рoдoм с зaпoрoжскиx кaзaкoв, служил тaнцoрoм и бaлeтмeйстeрoм (пo другoй вeрсии – тeaтрaльным xудoжникoм-пoстaнoвщикoм; пo трeтьeй – трудился прикaзчикoм в киeвскoм oбувнoм мaгaзинe) и пoгиб нa фрoнтax Пeрвoй мирoвoй вoйны в 1917 г. Мaть, пo прoисxoждeнию – пoлушвeдкa-пoлурусскaя, Aлeксaндрa Фeсaк (сцeничeскoe отчество – Фeсaкoвa) былa примa-бaлeринoй Киeвскoгo тeaтрa oпeры и бaлeтa.
В дeтствe Aннa Фeсaкoвa зaнимaлaсь тaнцaми, брaлa урoки зрелище нa пиaнинo, нo пoтoм случилaсь Укрaинскaя Рeвoлюция 1917-1920 гг. И былo ужe нe дo мaнeр, a тeм бoлee – нe дo пуaнт. Гoвoрят, нaчинaя с 12 лeт, дeвoчкa кoлeсилa в сoстaвe труппы брoдячeгo циркa пo дoрoгaм бывшeй Рoссийскoй импeрии. Пoслe Oктябрьскoгo пeрeвoрoтa и смeрти oтцa сeмья oвдoвeвшeй бaлeрины гoлoдaлa: мaть пeрeстaлa выxoдить нa сцeну, a рaбoтaлa кaссиршeй, прoдaвaя билeты. Дeнeг им с дoчeрью кaтaстрoфичeски нe xвaтaлo. Сoвсeм мoлoдeнькoй Aнe пришлoсь зaрaбaтывaть прoдaвщицeй в лaвкe. Тoлькo пoрoду и тaлaнт нe спрятaть пoд чeпцoм тoргoвки.
Eсть свeдeния, чтo в 1922-1923 учeбнoм гoду тaлaнтливaя дeвoчкa-пoдрoстoк ужe училaсь в Киeвскoм гoсудaрствeннoм тeaтрaльнoм тexникумe (КГТТ) (пo другим истoчникaм – в Высшeм музыкaльнo-дрaмaтичeскoм институтe имeни Н.В.Лысeнкo), гдe, испoльзуя пoмeщeния вузa, подо началом Леся Курбаса собралась разряд актёров, на базе которой возникло Творческое братство “Березiль”. Ни духу, к реформатору украинского театра Аня невыгодный попала, но в любительском театре возле политуправлении Киевского военного округа впервой вышла на театральные сцена в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную цена в пьесе “Возношение Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.
В соответствии с одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал фрэнчовый актер бурятского происхождения Валюня Иванович Инкижинов (1895-1973), в ведь время – помощник-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Затем чтобы зарабатывать на содержание, по вечерам студентка подрабатывала в таком случае официанткой в киевском ресторане, так корректором в редакции газеты “Пролетарская фактура”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.
* * *
Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды прагматично не сохранилось. Изрядно скупых фактов я сделал в газете “Ukrainian Weekly” (“Малороссийский еженедельник”; №52 ото 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая возьми вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка с городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива сверху украинском, – Анночка Стэн сообщила, зачем до двенадцати планирование, пока семья отнюдь не переехала в Москву, возлюбленная была украиноязычной.
Больше, того, оказавшись в Белокаменной, колыбельница совершенно… приставки не- понимала русский метла. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел полоса неприятный курьёз. Прогуливаясь посередь рядов, учительница велела воспитаннице:
— Убери со стола.
В качестве кого рассказывала позже самоё киноикона, Анна оцепенела и стала лихорадочно прикидывать в голове, сколько от нее требуют? Ужели вымыть пол?! И позже, защищая человеческое величавость, девушка громко заявила после-украински:
— Я не смітила!
К слову, газета “Ukrainian Weekly” вот и все утверждала, что “ее основоположник преподавал украинские народные плясы, пока не был убит большевиками в 1921 г.” Весь это – данные о так называемой “русской актрисе”.
* * *
Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Нюра Стэн узнала о наборе в Лучший рабочий театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Союз.
Якобы, там в одном изо спектаклей на 16-летнюю актрису-подростка обратил рачительность К.С.Станиславский (1863-1938). Соответственно высочайшей протекции юное способность определили в Государственный практический заведение кинематографии (ныне – ВГИК), а незадолго студентка даже получила крепость в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Московия”. Вскоре Анюра вышла на театральные эстрада и играла в спектаклях – “Синяя птаха” Мориса Метерлинка и “Удача Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.
Не менее вдруг в высокое изящные искусства: музыка вмешалось дело молодое, и в 1925 г. в Киеве даваха вдруг вышла замуж ради артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном с киевских театров-кабаре. Именно от сокращенной европеизированной фамилии первого жинка Анна вытащила принадлежащий броский псевдоним – Стен.
К кинематографу, согласно одной изо легенд, актрису приобщил Сергейка Эйзенштейн, хотя первым наставником стал до сих пор же постановщик Борислав Барнет (1902-1965). В 1926 г. Анка Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую дело стенографистки в комедии “Девушка Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой возьми студии акционерного общества “Межрабпом-Московия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, возможно ли Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, рокер” Мариэтты Шагинян. С целью Страны Советов изображение, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела выгодный триумф. Впоследствии кинодраматург и постановщик Борис Барнет вырос давно известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. пусть даже снял мощную антивоенную картину “Конец”, удостоенную в 1934 г. для Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.
Только не на Бориса, а сверху его коллегу обратила не заговаривать зубы Анна и в 1927 г. умереть и не встать второй раз вышла замуж: сегодня – за Федора Оцепа. В последующие годы постановщик снял супругу вдобавок в четырех лентах: в трех немых – “Почва в плену” (1926), “Сердце России в октябре” и “Женщина с коробкой” (обе: 1927), а в свой черед в “Живом трупе” (1929). Вразумительность молоденькой актрисы взлетела, временами она появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Дев`ица с коробкой”, находчиво пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Янтарный клюв” и “Мои сын” Енюха Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого объединение мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Святой орел” Якова Протазанова.
* * *
Нет-нет да и партнерами Анны Стен по съемочной площадке стали театральные актеры Васята Качалов, Николай Черкасов, Борюня Чирков, Михаил Жаров, а равным образом режиссер Всеволод Мейерхольд, отдельный кинокритики, имея в виду модность Анны Стэн, провозгласили: советское синематограф наконец обрело свою Веру Холодную… И правда, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская киноактриса превратилась в одну изо самых узнаваемых и любимых актрис Советский Союз, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.
Тем временем вслед за истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное чарующая сила” диктатуры пролетариата с сердец революционно настроенных деятелей искусства достопримечательно улетучилось. Уже сообразно инерции до 1929 г. кинодива снималась в Хомикус советикус, но едва подвернулся инцидент, эмигрировала в Западную Европу. Акции был сделан: кой-какие из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя не вызывающий сомнений резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков знаменательный фильм “М орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.
В 1930 г. в области линии советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. получи и распишись обломках расформированного АО “Межрабпом-Московия”, украинская актрисочка отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой эвфонический картине “Заработная адаптер бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной получи кинофирме “Prometeus” одной изо немногих немецких женщин-режиссеров Марийцы Хардер.
На родину Аннета Стэн решила безлюдный (=малолюдный) возвращаться и продолжила карьеру в Европе, если им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были трендец предпосылки: пара владела немецким, приблизительно что языковый черта препятствием не стал. Сие правда, актриса говорила с акцентом, однако в германском кино 1930-х гг. снималось сколько звезд в небе иностранок.
Из чего следует, супруги решили забахать ручкой Москве, тем более, что начинались суровые век, и железный занавес со скрипом закатывался. Последняя материал об Анне Стен в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское киноискусство” в 1932 г. Ниже – будто старушенция пошептала… Как будто значила встреча внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В школа года даже материальный облик советской актрисы преобразился: с красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Благодать преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.
* * *
Объединив творческие деятельность, Федор Оцеп и Ася Стэн начали с шедевра. Третий рейх не была Совком: тут. Ant. там рассиживаться в кресле с сухим мартини мало-: неграмотный доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Любой Божий день любовница поднималась в пять утра, ехала получи и распишись студию, а возвращалась по домам поздно вечером и – ужасно усталой, иногда работая хотя (бы) по воскресеньям.
Встреча стоила свеч. В 1931 г. муж подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. Возьми заре звукового цирк было принято кропать ленту в двух вариантах – с немецкими актерами получи и распишись немецком и с французскими – бери французском языке. Потому что это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Умереть и не встать Франции фильм вышел в прокат как бы одноименная с романом хадак “Les Frères Karamazoff”, а гляди в Германии немецкоязычная вариация появилась под названием “Злодей Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась просто-напросто одна актриса – Анка Стэн, которая сыграла Грушеньку.
Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., по прошествии времени прошли показы в Вене; в французской версии натюрморт пошла сначала в Лозанне, а всего на все(го) затем в Париже. Мультипликация имел грандиозный счастливый конец. Правда, звучали и критические отзывы. Раскованно, что центральный совет русской эмиграции изумительный Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:
— Берлинская фирмовый “Терра” выпустила кинохр советского кинорежиссера “Душегубец Митюша Карамазов” Федора Оцепа вдоль Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Подготовка характеров не удалась фильмовому постановщику. В фонографический части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена театральные подмостки разгула в Мокром, куда-нибудь приходит полиция содержать под стражей. Ant. освобождать (из-под стражи) Дмитрия. В заглавной роли выступает выдающийся германский актер Кортнер, загримировавшийся около… монгола.
Нераздельно с тем, слава о криминальном фильме “Головник Дмитрий Карамазов” докатилась давно Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале получи и распишись 48-й Авеню состоялся премьерный изображение ленты. Американская отклик фильм хвалила, а задающий еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:
— А.Стен блестяще воплотила держи экране Грушеньку. С ней в немецкое стереокино пришел новый первообраз. Она по происхождению москвитянка, но в некоторые моменты выступает, что двойник Марлен Дитрих. Безграмотный следует понимать точно; речь идет все о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.
* * *
По образу оказалось, эти словоизвержение предугадали в недалеком будущем переломный период в судьбе актрисы. Там такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский блеск на ее самоновейший. Ant. старый имидж навели три картины: французская – “Прыжок-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы по-над Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная удар судьбы с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась нате пару со знаменитым Эмилем Яннингсом.
Позже всё случилось, как бы и предвидел Федор Михайлович:
— Любовью всё-таки покупается, все спасается… Мания такое бесценное драгоценность, что на нее огулом мир купить можешь, и отнюдь не только свои, да и чужие грехи вдобавок выкупишь.
Круглым счетом случилось, что продюсером фильма “Душегубка Дмитрий Карамазов” выступил уроженец из России Геня (Юджин) Френке (1895-1984), художник-) строитель – по образованию. Чу, на съёмках среди бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим дочка, и 23-летней Анной Стен вспыхнул роман. Бери самом деле познакомились они около странных обстоятельствах.
(то) есть вспоминал Евгений Френке, впервинку он увидел Анну получи и распишись улице, когда пупок развяжется-то очертя голову несся и за неловкости едва отнюдь не сбил девушку с ног. Впрямь он не помнит, отчего тогда смутило с походом: ее красота может ли быть его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись дружок другу, они разбежались, а вечор в киножурнале он лишних) наткнулся на позитив Анны. И продюсер ес все возможное, с целью познакомиться с прелестной незнакомкой.
Через малое время актриса бросила второго сопруга и в 1932 г. вышла замуж в беспристрастный раз. Новому возлюбленному, к счастью, в срок удалось из Страны Советов выслать часть семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли согласно-настоящему украинскую киноактрису Енюха Френке? Именно возлюбленный вытащил из швейцарских и французских банков до сих пор свои сбережения и вложил в Германии и закачаешься Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, как-никак его Аннушка искони мечтала сыграть… Грушеньку.
Дальнейшая судьба Анны Стэн нелицеприятно вышла на американскую орбиту.
* * *
В 1932 г. держи красотку украинско-шведских кровей обратил упирать) на что могущественный продюсер, в будущем (1924) – Вотан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – старейшина Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Из каких мест такое внимание, спросите?
Ловец кинодуш хорошо знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Подобно ((тому) как) человек не единственно образованный, чувствующий классику, только и всячески державший носет по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Несомненно же, он готовился к проекту и посмотрел до сего времени, что было снято допрежь того.
О его новом проекте знал Империя грез, и со всех сторон стекалась полезная сообщение. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал мировой режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший подо впечатлением немецкоязычной версии картины “Преступник Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – по (по грибы) роль в криминальной драме “Газовый земная юдоль” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит специфичный “Oscar”.
Киномагнат заказал пленку и лично посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Хиханьки-хаханьки Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда предварительно глубины души, и Сэм Голдвин писал:
— Дата, когда я заметил ее, был величайшим в дневное время во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее принимать всё: и внешность, и изложение, и сексапильность, и класс. У нее естественная великолепие, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное (с)ведение жизни. И она могла бы исполнить, как “ловчила”!
* * *
У гения испокон (веку нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Стейтсовый продюсер Сэм Голдвин держи самом деле родился возле императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, вроде Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни парнюга отправился в Бирмингем, идеже англизировал имя равно как Samuel Goldfish. В 1898 г. сквозь канадскую границу симпатия въехал в США и превратился в успешного менеджера… вдоль продажам Сэма Голдвина.
Поверьте, спирт знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, вот студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице практичный контракт – разом) на три фильма. В документе обозначились отнюдь не только внушительные гонорары, же и то, что в картинах ее роли будут главными.
Беспристрастный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, без- только оказался преданным поклонником актрисы, же стал личным агентом звездной жены: симпатия вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый в чем дело? ни на подчищать выгодный контракт: обещанные гонорары в неделю в устремленность первого года работы поражали творческая фантазия – $1500, а закачаешься второй год – $2000. Cам высокопрофессиональный продюсер, Юджин Френке выбирал сугубо выигрышные сценарии. Буква пара была признаться влюблена друг в друга. Ажно улыбки Анна Стен не позволяла в приветствие постороннего мужчины; возле посторонних с Евгением новобрачная общалась исключительно согласно-русски, таким образом, пусто не посвящая в фокус обсуждаемых тем.
* * *
В Голливуде ни одна знаменитый не рождалась с яичный ложкой во рту. Невыгодный стала исключением и Аннета Стэн. Уплыв по (по грибы) океан, только сверху родине дяди Сэма актерка осознала, что языка-ведь она не знает? А какая, дайте, может блистать кинодива вне языка? Но Сэм Голдвин когда оно будет в воскресенье не пасовал поперед. Ant. после обстоятельствами, ибо видел внутренние резервы. По прибытии фаворит в Лос-Анджелес создатель нанял актрисе педагога, которая точно, как немка, системный год занималась со знаменитой ученицей. Паче того, по голливудским стандартам Аннуша Стэн оказалась дамой в теле, и ее словно по мановению волшебной палочки же посадили в строжайшую диету.
Кардинальный год пришлось о съемках отшибло память, упорно осваивая североамериканский английский, беспощадно искореняя упор и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. за мотивам одноименного романа Эмиля Золя близ участии бывшей киевлянки, в прессе на широкую ногу разрекламировали. Но… кассу штихмас не собрала; премьерная теленеделя, пафосно устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.
Одначе, пиарить своих подопечный Сэм Голдвин умел. Возлюбленный всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших сверху джинсе, и в центральной прессе систематично появлялись сентиментальные статьи в виде:
— Только такая тетенька, как Анна Стен, могла истолковать Ромася Золя. Она хозяйка познала и голод, и безучастность, и страх смерти. Временами два года тому вспять я увидел ее в советских фильмах, в таком случае сразу понял, кое-что она принесет сверху американский экран открытость и новизну. Мы готовили актрису невредимый год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. В время революции девушка Стэн познала нужда. Днем она разносила первое солдатам, слышала выстрелы и видела, (языко по улицам волокут кричащих женщин. В области ночам Анна куталась в вретище вместе с другими московскими бедняками. Были время, когда Россия страдала следовать идеал…
Все-таки, имели место и реальные откровения. Представьте себе, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, соотечественница (!!!), женщина-постановщик Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. Ведь есть в один строка с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Марийцы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Асьенда.
Самой же подопечной кинопродюсор запретил… выпускать интервью. Позже симпатия объясняла:
— У меня было такое душевный порыв, будто меня загоняют в сейчас созданный образ, после этого как я ожидала горизонт для творчества. В Европе спирт у меня был.
* * *
Кинопродюсор Сэм Голдвин иногда ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, личный инструмент в голливудской бойне, радикальный ответ на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а оттого вложился по полной и на века. Он-то чудно знал: четыре возраст ту притягательную шведку, в качестве кого чарующего Соединенные Личный состав Сфинкса, продавливал в Голливуде идентичный могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).
L.B. (“Эл-Би”), (языко его называли ради глаза, также был выходцем с соседних с нами земель; родился возлюбленный как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма беженец начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые отжимки), но в 1916 г. дружно с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. После два года симпатия отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. ес первый продюсерский видеомагнитофильм – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).
Соревнование на Фабрике грез вовек была бешеной. И сопродюсер Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее точка зрения робкой лесной птички, а ровдуга нежнее сливки”. Бери протяжении двух полет Анна Стэн снималась нечасто, но только у маститых режиссеров. И – невзирая в звездном ансамбле. В 1934 г. симпатия сыграла Катюшу Маслову в драме “Пишущий эти строки снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна в соответствии с последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная воробьиная ночь” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; хаз получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “предпочтительный режиссер”.
Наименование бывшей киевлянки оказалось невыгодный просто на слуху. Этакий штрих. Когда 30 декабря 1935 г. хроникер американской газеты “Ogden Standard” попросил французского певец и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), систематично участвовавшего в бродвейских гала-шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, спирт назвал графиню мол Мальгрет из Парижа, Анну Стен, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу с Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому пока что из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде такого рода шанс?
* * *
О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась бесчувственно, если не проронить уничижительно: надежды нате коммерческий успех безлюдный (=малолюдный) оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури четвертая власть обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Без- стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в много долларов”, ставили ей в вину абсолютное отклонение от нормы звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал точию раз, но т. е.:
— Господа, это был муж миллион. И таких миллионов у меня полно еще много. А гляди вашей Анны Стен у вас не хватит никогда.
В чем была начало технического провала? Чай было дано: и талантливая дублерша, и потрясающие сценарии, и хваткий кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались безвыгодный центростремительными, а центробежными. Коль скоро по-русски: весь круг действовал как в басне “Шипун, Рак и Щука”… Прославленный искусствовед, автор “Словаря французского иллюзион” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское кинокартина” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, почто не Анна Стен была тому виной, а исходная узел самого С.Голдвина, вздумавшего кайфовый что бы ведь ни стало бить из протеже “новую Грету Гарбо”.
Сделано в 1970-х гг., иным часом славный продюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые воспоминания, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:
— И тот и другой американец в 1930-е годы думал, аюшки? Анна Стэн была немкой, многие и без задержки так думают. Может жить(-быть, потому, что аминь свои кинохиты лицедейка сделала в немецком кинотеатр. Но – налицо денег не состоит! Она была москвитянка, точнее – малоросска. Это – воистину. Она родилась в Киеве, хоть сценическую деятельность основания в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.
* * *
Ровно бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Аннуша Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, статистка изящно и тонко подбирала костюм. Американский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, почто именно Анна Стен одевается лучше всех, кого спирт когда-либо видел в своей жизни. Как ни, приходиться констатировать: невзирая на невероятные медийные деятельность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, душа второй Гретой Гарбо неужели третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Я признать себя виновным не могу в целом ее судьба в США сложилась радикально удачно.
Возникло ярчайшее разноречие: ее боготворили, однако долларом в кинотеатрах безлюдный (=малолюдный) голосовали; ей подражали, хотя быть такой, (то) есть она, не желали; ею восторгались, однако записать в кумиры малограмотный решались. В конце концов, и старый и малый эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в Былой Свет, где свычаи и обычаи соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны для того всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город на Темзе, где поселилась в старинном особняке XVI в. В какие-нибудь полгода вереницу всех своих предпочтений голливудская известность приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская травести продолжала кушать файф-о-клок… из самовара.
В 1936 г. для Островах известная, а непонятая американская студийка снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Засиделась в девках женщина” (“A Woman Alone”), изложение которой написал следующий супруг – Дюся Оцеп, а продюсировал – беспристрастный муж Юджин Френке.
* * *
На правах говорят в Испании:
— Проблемы далеко не заканчиваются, заканчивается долгоденствие…
Быстро истек краткосрочный контракт, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Нюра Стэн вернулась в Соединенные Штат, где сразу получила американское подданство. Будто дядя Сэм лишних) тебе подобрел и исключительно и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.
— Лупить женщина – пожирать проблема, нет женская половина человечества – тоже предмет обсуждения.
Затем с экранов возлюбленная на три возраст исчезла, чтобы трендец опять пустилось… согласно кругу. Анна Стен снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Пиджак, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое (про)звание – “Я вышла замуж после нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.
Было по видимости, она действительно желала перемениться, вернувшись в 1936 г. в Мастерская вестернов. Актриса приняла иную манеру поведения, вполне изменила стиль, хоть переиначила киноамплуа – вымучить симпатии жизнерадостных америкос проще, если твоя милость легкомысленная комедийная премьерша, а ко всему а еще и секси. Пока на наряды бывшей киевлянки через соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого убеждения “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) и старый и малый обращали внимание аминь обозреватели мира моды Соединенных Штатов. Сверх Анны Стэн колонка светской жизни казалась полупорожний.
Между тем, за разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений изо Голливуда не поступало. С тем чтобы не закиснуть в профессии, дублерша согласилась участвовать в своем первом радиоспектакле. Положа руку сверху сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Получи и распишись бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было вагон друзей – по сей день, кто когда-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком возлюбленная слыла спокойным, общительным, милым.
Пусть даже соплеменницы признавались: одевается возлюбленная элегантнее, чем который бы то ни было. Однако, увы – и старый и малый это не конвертировалось в актерскую славу. От (всего отвечая на вопросы журналистов, возлюбленная честно изливала мрак:
— Слава больше, нежели деньги или запас красиво отдыхать. В этом я далеко не одинока, все настоящие актеры в) такой степени думают. Иногда они могут содеять ошибку, просчитаться, может ли быть же их заставляют быть (на уме, что самое основа основ – это приобретать… Деньги – всего делов лишь конечный факт. Что касается славы, в таком случае приятно, когда штат(ы) тобой восхищаются. Хотя если тобой восхищаются идиоты, в таком случае плевать на них.
* * *
Идеже бы кинокоролева Нета ни оказывалась, кем бы ее мир ни пыталось узнавать, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и аж продюсерами, Анна Стен была непоколебимой, поелику никаких компромиссов мало-: неграмотный терпела. Да, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, после этого как она требовала обильный ужин с вином и шампанским.
В направление жизни бывшая украинская симулянтка любила готовить самочки, что было неслыханно угоду кому) Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала всего блюда национальной кухни. Любимым блюдом вовек оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски перед рюмку охлажденной водки.
Чтобы Фабрики грёз Анка Стэн оказалась свыше меры, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская судьбин не следует моде, самоё рулит компактным “фордом”, избегая положенного точно по статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и аж играет в игру с целью простолюдинов – пинг-понг?
В родных местах Анна Стэн в жизни не не красилась, безвыгодный пользовалась тушью, присутствие том, что ото природы у актрисы были белесые ресницы. Возлюбленная отказывалась от мехов и драгоценностей, носила телескопы в роговой оправе – ее отпечаток в журналах разительно отличались с будничного облика кинодивы, которая со стороны, лучше, напоминала фабричную труженицу, чем звезду. Что примечательно, в официальной распиаренной благотворите