Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния
В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, псевдоним Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”.
Чтo я o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.
В oднoм изо пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:
— Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь (пре)бывать сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo.
16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:
— Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Девушка Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.
* * *
Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Aннa Стен (Anna Sten; нaстoящee прозвище – Aннa Пeтрoвнa Фeсaк) рoдилaсь 3 дeкaбря 1908 г. в Киeвe. Ee oтeц, Пeтр Фeсaк, был рoдoм изо зaпoрoжскиx кaзaкoв, служил тaнцoрoм и бaлeтмeйстeрoм (пo другoй вeрсии – тeaтрaльным xудoжникoм-пoстaнoвщикoм; пo трeтьeй – трудился прикaзчикoм в киeвскoм oбувнoм мaгaзинe) и пoгиб нa фрoнтax Пeрвoй мирoвoй вoйны в 1917 г. Мaть, пo прoисxoждeнию – пoлушвeдкa-пoлурусскaя, Aлeксaндрa Фeсaк (сцeничeскoe прозвище – Фeсaкoвa) былa примa-бaлeринoй Киeвскoгo тeaтрa oпeры и бaлeтa.
В дeтствe Aннa Фeсaкoвa зaнимaлaсь тaнцaми, брaлa урoки зрелище нa пиaнинo, нo пoтoм случилaсь Укрaинскaя Рeвoлюция 1917-1920 гг. И былo ужe нe дo мaнeр, a тeм бoлee – нe дo пуaнт. Гoвoрят, нaчинaя с 12 лeт, дeвoчкa кoлeсилa в сoстaвe труппы брoдячeгo циркa пo дoрoгaм бывшeй Рoссийскoй импeрии. Пoслe Oктябрьскoгo пeрeвoрoтa и смeрти oтцa сeмья oвдoвeвшeй бaлeрины гoлoдaлa: мaть пeрeстaлa выxoдить нa сцeну, a рaбoтaлa кaссиршeй, прoдaвaя билeты. Дeнeг им с дoчeрью кaтaстрoфичeски нe xвaтaлo. Сoвсeм мoлoдeнькoй Aнe пришлoсь зaрaбaтывaть прoдaвщицeй в лaвкe. Тoлькo пoрoду и тaлaнт нe спрятaть пoд чeпцoм тoргoвки.
Eсть свeдeния, чтo в 1922-1923 учeбнoм гoду тaлaнтливaя дeвoчкa-пoдрoстoк ужe училaсь в Киeвскoм гoсудaрствeннoм тeaтрaльнoм тexникумe (КГТТ) (пo другим истoчникaм – в Высшeм музыкaльнo-дрaмaтичeскoм институтe имeни Н.В.Лысeнкo), гдe, испoльзуя пoмeщeния вузa, около началом Леся Курбаса собралась число актёров, на базе которой возникло Творческое ассоциация “Березiль”. Несть, к реформатору украинского театра Аня мало-: неграмотный попала, но в любительском театре близ политуправлении Киевского военного округа впервой вышла на театральные эстрада в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную предназначение в пьесе “Хвала Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.
Соответственно одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал запошивочный актер бурятского происхождения Валя Иванович Инкижинов (1895-1973), в так время – поддержка-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. С тем чтобы зарабатывать на пир (жизненный), по вечерам студентка подрабатывала ведь официанткой в киевском ресторане, в таком случае корректором в редакции газеты “Пролетарская воистину”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.
* * *
Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды на деле не сохранилось. Вроде скупых фактов я сделал в газете “Ukrainian Weekly” (“Автокефальный еженедельник”; №52 через 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая сверху вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка изо городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива получи и распишись украинском, – Нюрася Стэн сообщила, по какой причине до двенадцати парение, пока семья безвыгодный переехала в Москву, симпатия была украиноязычной.
Сильнее, того, оказавшись в Белокаменной, герла совершенно… никак не понимала русский манера. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел участок неприятный курьёз. Прогуливаясь промежду рядов, учительница велела воспитаннице:
— Убери со стола.
Что рассказывала позже самочки киноикона, Анна оцепенела и стала надрывно прикидывать в голове, что такое? от нее требуют? Да? вымыть пол?! И в таком разе, защищая человеческое величавость, девушка громко заявила соответственно-украински:
— Я не смітила!
В меру, газета “Ukrainian Weekly” в свою очередь утверждала, что “ее святой отец преподавал украинские народные танцулька, пока не был убит большевиками в 1921 г.” Безвыездно это – документация о так называемой “русской актрисе”.
* * *
Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Нюня Стэн узнала о наборе в Ранний рабочий театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Подмосковия.
Якобы, там в одном изо спектаклей на 16-летнюю актрису-подростка обратил упирать) на что К.С.Станиславский (1863-1938). После высочайшей протекции юное одарённость определили в Государственный практический заведение кинематографии (ныне – ВГИК), а вскорости студентка даже получила поле в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Московия”. Вскоре Аннушка вышла на театральные эстрада и играла в спектаклях – “Синяя синяя птица” Мориса Метерлинка и “Везение Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.
Только лишь вдруг в высокое знание вмешалось дело молодое, и в 1925 г. в Киеве дивчина вдруг вышла замуж вслед артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном с киевских театров-театр. Именно от сокращенной европеизированной фамилии первого половина Анна вытащила принадлежащий броский псевдоним – Стен.
К кинематографу, согласно одной с легенд, актрису приобщил Серый Эйзенштейн, хотя первым наставником стал трендец же постановщик Болюся Барнет (1902-1965). В 1926 г. Благодать Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую дело стенографистки в комедии “Обращение Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой в студии акционерного общества “Межрабпом-Россия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, либо — либо Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, рокер” Мариэтты Шагинян. В (видах Страны Советов положение, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела рентабельный триумф. Впоследствии кинодраматург и постановщик Борис Барнет вырос предварительно известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. аж снял мощную антивоенную картину “Оконечность”, удостоенную в 1934 г. получи Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.
А не на Бориса, а для его коллегу обратила любопытство Анна и в 1927 г. вот второй раз вышла замуж: нонче – за Федора Оцепа. В последующие годы постановщик снял супругу ещё раз в четырех лентах: в трех немых – “Мир в плену” (1926), “Большая деревня в октябре” и “Барышня с коробкой” (обе: 1927), а равным образом в “Живом трупе” (1929). Читаемость молоденькой актрисы взлетела, при случае она появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Дивчина с коробкой”, успешно пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Дивный клюв” и “Выше- сын” Евгеня Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого сообразно мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Кипень орел” Якова Протазанова.
* * *
Рано ли партнерами Анны Стен по съемочной площадке стали театральные актеры Василько Качалов, Николай Черкасов, Боба Чирков, Михаил Жаров, а равным образом режиссер Всеволод Мейерхольд, кое-какие кинокритики, имея в виду общераспространенно Анны Стэн, провозгласили: советское киноискусство наконец обрело свою Веру Холодную… И правда, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская комедиантка превратилась в одну изо самых узнаваемых и любимых актрис Советское государство, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.
Тем временем ради истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное пленительность” диктатуры пролетариата изо сердец революционно настроенных деятелей искусства броско улетучилось. Уже согласно инерции до 1929 г. кинодива снималась в Союз Советских Социалистических Республик, но едва подвернулся неприятность, эмигрировала в Западную Европу. Буферный) запас был сделан: многие из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя однозначный резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков многозначительный фильм “Снежнобелый орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.
В 1930 г. соответственно линии советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. в обломках расформированного АО “Межрабпом-Россия”, украинская лицедейка отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой акустический картине “Заработная воздаяние бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной получи кинофирме “Prometeus” одной с немногих немецких женщин-режиссеров Марийцы Хардер.
На родину Аня Стэн решила мало-: неграмотный возвращаться и продолжила карьеру в Европе, нет-нет да и им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были повально предпосылки: пара владела немецким, в среднем что языковый трудность препятствием не стал. Сие правда, актриса говорила с акцентом, хотя в германском кино 1930-х гг. снималось имя им легион иностранок.
Из чего следует, супруги решили зафонарить ручкой Москве, тем более, что начинались суровые время, и железный занавес со скрипом закатывался. Последняя извещение об Анне Стен в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское синематограф” в 1932 г. Позднее – будто акушерка пошептала… Ась? значила встреча внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В толк года даже телесный облик советской актрисы преобразился: с красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Ная преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.
* * *
Объединив творческие активность, Федор Оцеп и Аннуша Стэн начали с шедевра. Неметчина не была Совком: на этом месте рассиживаться в кресле с сухим мартини невыгодный доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Кажинный Божий день дублерша поднималась в пять утра, ехала получай студию, а возвращалась к себе поздно вечером и – жестоко усталой, иногда работая пусть даже по воскресеньям.
Шутка стоила свеч. В 1931 г. сопружник подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. Получи и распишись заре звукового картина было принято вытворять ленту в двух вариантах – с немецкими актерами возьми немецком и с французскими – получи французском языке. Затем что это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Кайфовый Франции фильм вышел в прокат точь в точь одноименная с романом штихмас “Les Frères Karamazoff”, а во в Германии немецкоязычная разновидность появилась под названием “Убивец Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась токмо одна актриса – Нюня Стэн, которая сыграла Грушеньку.
Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., посему прошли показы в Вене; в французской версии изображение пошла сначала в Лозанне, а только лишь затем в Париже. Супербоевик имел грандиозный торжество. Правда, звучали и критические отзывы. Своим чередом, что центральный тычинка русской эмиграции умереть и не встать Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:
— Берлинская подпись “Терра” выпустила вариофильм советского кинорежиссера “Душегубец Митрош(к)а Карамазов” Федора Оцепа объединение Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Проходка характеров не удалась фильмовому постановщику. В ультразвуковой части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена кадр разгула в Мокром, куда ни на есть приходит полиция забривать Дмитрия. В заглавной роли выступает (за)ведомый германский актер Кортнер, загримировавшийся лещадь… монгола.
Разом с тем, слава о криминальном фильме “Братоубийца Дмитрий Карамазов” докатилась накануне Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале для 48-й Авеню состоялся премьерный просмотр ленты. Американская журналист фильм хвалила, а руководящий еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:
— А.Стен блестяще воплотила для экране Грушеньку. С ней в немецкое иллюзион пришел новый портрет. Она по происхождению москвитинка, но в некоторые моменты выступает, в качестве кого двойник Марлен Дитрих. Далеко не следует понимать положительно; речь идет всего-навсего о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.
* * *
Чисто оказалось, эти треп предугадали в недалеком будущем фордевинд в судьбе актрисы. Задним числом такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский вид на ее последний имидж навели три картины: французская – “Прыжок-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы надо Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная случай с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась получи и распишись пару со знаменитым Эмилем Яннингсом.
По прошествии времени всё случилось, по образу и предвидел Федор Михайлович:
— Любовью по сию пору покупается, все спасается… Привязанность такое бесценное ценность, что на нее дочиста мир купить можешь, и безграмотный только свои, только и чужие грехи до сего часа выкупишь.
Приблизительно случилось, что продюсером фильма “Чертила Дмитрий Карамазов” выступил пришелец из России Евгеша (Юджин) Френке (1895-1984), (ученый – по образованию. Слышно, на съёмках в ряду бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим влазелиха, и 23-летней Анной Стен вспыхнул роман. В самом деле познакомились они присутствие странных обстоятельствах.
Что вспоминал Евгений Френке, в первый раз он увидел Анну бери улице, когда слабо-то очертя голову несся и точно по неловкости едва безвыгодный сбил девушку с ног. Пунктуально он не помнит, как будто тогда смутило хлеще: ее красота либо его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись корешок другу, они разбежались, а ввечеру в киножурнале он сразу наткнулся на фотомордочка Анны. И продюсер нашел все возможное, с намерением познакомиться с прелестной незнакомкой.
По малом времени актриса бросила второго женка и в 1932 г. вышла замуж в незаинтересованный раз. Новому возлюбленному, к счастью, в урочный час удалось из Страны Советов передвинуть часть семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли по мнению-настоящему украинскую киноактрису Евгеха Френке? Именно некто вытащил из швейцарских и французских банков однако свои сбережения и вложил в Германии и в Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, при всем том его Аннушка (давно мечтала сыграть… Грушеньку.
Дальнейшая поприще Анны Стэн несдержанно вышла на американскую орбиту.
* * *
В 1932 г. бери красотку украинско-шведских кровей обратил интерес могущественный продюсер, в будущем (1924) – Водан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – духовенство Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Откуда родом такое внимание, спросите?
Ловец кинодуш на диво знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Подобно ((тому) как) человек не в какие-нибудь полгода образованный, чувствующий классику, да и всячески державший чайник по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Естественно же, он готовился к проекту и посмотрел совершенно, что было снято до.
О его новом проекте знал Империя грез, и со всех сторон стекалась полезная материал. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал видный режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший перед впечатлением немецкоязычной версии картины “Браво Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – из-за роль в криминальной драме “Газовый пламя” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит единоличный “Oscar”.
Киномагнат заказал пленку и лично посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Потеха Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда раньше глубины души, и Сэм Голдвин писал:
— Понедельник, когда я заметил ее, был величайшим в дневное время во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее лопать всё: и внешность, и рука, и сексапильность, и класс. У нее естественная красивость, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное опытность жизни. И она могла бы представить, как “прощелыга”!
* * *
У гения во всякое время нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Пиндосный продюсер Сэм Голдвин в самом деле родился около императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, (как) будто Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни парняга отправился в Бирмингем, идеже англизировал имя ни дать ни взять Samuel Goldfish. В 1898 г. по вине канадскую границу спирт въехал в США и превратился в успешного менеджера… сообразно продажам Сэма Голдвина.
Поверьте, симпатия знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, благодаря этому студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице небезвыгодный контракт – курить на три фильма. В документе обозначились неважный (=маловажный) только внушительные гонорары, только и то, что в картинах ее роли будут главными.
Беспристрастный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, безграмотный только оказался преданным поклонником актрисы, хотя стал личным агентом звездной жены: некто вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый сколько ни на усиживать выгодный контракт: обещанные гонорары в неделю в дух первого года работы поражали плод фантазии – $1500, а кайфовый второй год – $2000. Cам безупречный продюсер, Юджин Френке выбирал особо выигрышные сценарии. Буква пара была правда влюблена друг в друга. Даже если улыбки Анна Стен не позволяла в ячейка постороннего мужчины; около посторонних с Евгением спутница) (жизни) общалась исключительно ровно по-русски, таким образом, пустынно не посвящая в соль обсуждаемых тем.
* * *
В Голливуде ни одна славный не рождалась с золотенький ложкой во рту. Безвыгодный стала исключением и Нюша Стэн. Уплыв вслед океан, только держи родине дяди Сэма притвора осознала, что языка-так она не знает? А какая, дозвольте, может блистать кинодива без участия языка? Но Сэм Голдвин в вознесенье не пасовал преддверие обстоятельствами, ибо видел внутренние резервы. По прибытии ставленница в Лос-Анджелес создатель нанял актрисе педагога, которая пунктуально, как немка, целехонький год занималась со знаменитой ученицей. Побольше того, по голливудским стандартам Нюрася Стэн оказалась дамой в теле, и ее безотлагательно же посадили возьми строжайшую диету.
Ранний год пришлось о съемках предать забвению, упорно осваивая стейтцовый английский, беспощадно искореняя выговор и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. сообразно мотивам одноименного романа Эмиля Золя около участии бывшей киевлянки, в прессе хорошо разрекламировали. Но… кассу микролента не собрала; премьерная неделька, пафосно устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.
Всё-таки, пиарить своих любимец Сэм Голдвин умел. Симпатия всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших для джинсе, и в центральной прессе систематично появлялись сентиментальные статьи как:
— Только такая тетка, как Анна Стен, могла истолковать Ромаша Золя. Она хозяйка познала и голод, и дубарь, и страх смерти. Если два года тому вспять я увидел ее в советских фильмах, ведь сразу понял, будто она принесет сверху американский экран прямодушие и новизну. Мы готовили актрису целешенький год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. Закачаешься время революции девушка Стэн познала недостатки. Днем она разносила уха солдатам, слышала выстрелы и видела, (то) есть по улицам волокут кричащих женщин. До ночам Анна куталась в отрепки вместе с другими московскими бедняками. Были Век Петра, когда Россия страдала следовать идеал…
Опять-таки, имели место и реальные откровения. Прикиньте, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, единоплеменница (!!!), женщина-порнограф Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. Ведь есть в один караван с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Черемисы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Асьенда.
Самой же подопечной создатель запретил… выделять интервью. Позже симпатия объясняла:
— У меня было такое нежное чувство, будто меня загоняют в сделано созданный образ, коли на то пошл как я ожидала ширь для творчества. В Европе возлюбленный у меня был.
* * *
Кинопродюсор Сэм Голдвин исключительно ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, наш инструмент в голливудской бойне, решающий ответ на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а ввиду этого вложился по полной и на долгое время. Он-то нормально знал: четыре годы ту притягательную шведку, ни дать ни взять чарующего Соединенные Люди Сфинкса, продавливал в Голливуде тождественный могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).
L.B. (“Эл-Би”), ни дать ни взять его называли из-за глаза, также был выходцем с соседних с нами земель; родился некто как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма переселенец. Ant. иммигрант начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые сиська), но в 1916 г. с с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. После два года симпатия отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. ес первый продюсерский жутик – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).
Борьба на Фабрике грез ввек была бешеной. И создатель Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее угол зрения робкой лесной птички, а скальп нежнее сливки”. Возьми протяжении двух планирование Анна Стэн снималась нечасто, но только у маститых режиссеров. И – неуклонно в звездном ансамбле. В 1934 г. возлюбленная сыграла Катюшу Маслову в драме “Да мы с тобой снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна ровно по последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная нощь” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; бронелента получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “классический режиссер”.
Титул бывшей киевлянки оказалось маловыгодный просто на слуху. Такого порядка штрих. Когда 30 декабря 1935 г. обозреватель американской газеты “Ogden Standard” попросил французского певец и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), постоянно участвовавшего в бродвейских гала-шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, возлюбленный назвал графиню мол Мальгрет из Парижа, Анну Стен, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу изо Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому до сего часа из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде экой шанс?
* * *
О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась не май месяц, если не заявить уничижительно: надежды для коммерческий успех без- оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури кинопресса обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Безвыгодный стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в миллиончик долларов”, ставили ей в вину абсолютное непропорциональность звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал всего на все(го) раз, но ни дать ни взять:
— Господа, это был моего миллион. И таких миллионов у меня довольно еще много. А видишь вашей Анны Стен у вас не хорошенького понемножку никогда.
В чем была яблоко раздора между кем технического провала? Вместе с тем было дано: и талантливая притвора, и потрясающие сценарии, и настырный кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались приставки не- центростремительными, а центробежными. Если только по-русски: по (что действовал как в басне “Шипун, Рак и Щука”… Общепризнанный искусствовед, автор “Словаря французского кинолента” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское киноискусство” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, как не Анна Стен была тому виной, а исходная инструкция самого С.Голдвина, вздумавшего изумительный что бы в таком случае ни стало отлеплять из протеже “новую Грету Гарбо”.
Ранее в 1970-х гг., эпизодически славный продюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые воспоминания, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:
— Любой американец в 1930-е годы думал, что-то Анна Стэн была немкой, многие и неотлагательно так думают. Может являться, потому, что полно свои кинохиты киноартистка сделала в немецком цирк. Но – в закромах! Она была водка, точнее – малоросска. Это – воистину. Она родилась в Киеве, зато хорошо сценическую деятельность вводные положения в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.
* * *
(языко бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Ная Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, статистка изящно и тонко подбирала костюм. Американский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, что же именно Анна Стен одевается лучше всех, кого спирт когда-либо видел в своей жизни. Так-таки, приходиться констатировать: невзирая на невероятные медийные активность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, стоить второй Гретой Гарбо иначе третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Не без того в целом ее продвижение в США сложилась тотально удачно.
Возникло ярчайшее контрадикторность: ее боготворили, же долларом в кинотеатрах безлюдный (=малолюдный) голосовали; ей подражали, хотя быть такой, точь в точь она, не желали; ею восторгались, только записать в кумиры приставки не- решались. В конце концов, до сей поры эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в В летах Свет, где обычаи соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны в целях всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город на Темзе, где поселилась в старинном особняке XVI в. Точию вереницу всех своих предпочтений голливудская шестивершинник приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская притвора продолжала кушать чехнарь… из самовара.
В 1936 г. бери Островах известная, так непонятая американская актриска снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Вековуша женщина” (“A Woman Alone”), схема которой написал следующий супруг – Федюха Оцеп, а продюсировал – незаинтересованный муж Юджин Френке.
* * *
(языко говорят в Испании:
— Проблемы маловыгодный заканчиваются, заканчивается практика…
Быстро истек изменчивый контракт, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Благодать Стэн вернулась в Соединенные Персонал, где сразу получила американское индигенат. Будто дядя Сэм беспричинно тебе подобрел и не менее и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.
— Проглатывать женщина – упихивать проблема, нет нежный пол – тоже заковырка.
Затем с экранов возлюбленная на три лета исчезла, чтобы трендец опять пустилось… за кругу. Анна Стен снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Отрок, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое этноним – “Я вышла замуж следовать нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.
Было пожалуй что, она действительно желала видоизмениться, вернувшись в 1936 г. в Мастерская вестернов. Актриса приняла иную манеру поведения, кардинально изменила стиль, хоть переиначила киноамплуа – выбить симпатии жизнерадостных америкос проще, если твоя милость легкомысленная комедийная актрисочка, а ко всему а еще и секси. Об эту пору на наряды бывшей киевлянки через соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого убеждения “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) все на свете обращали внимание и старый и малый обозреватели мира моды Соединенных Штатов. Кроме Анны Стэн колонка светской жизни казалась полупорожний.
Между тем, потом разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений с Голливуда не поступало. Затем) чтоб(ы) не закиснуть в профессии, студийка согласилась участвовать в своем первом радиоспектакле. Положа руку держи сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Сверху бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было мириады друзей – до сего времени, кто когда-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком симпатия слыла спокойным, общительным, милым.
Аж соплеменницы признавались: одевается возлюбленная элегантнее, чем который бы то ни было. Так, увы – тутти это не конвертировалось в актерскую славу. От души отвечая на вопросы журналистов, возлюбленная честно изливала скука:
— Слава больше, нежели деньги или шанец красиво отдыхать. В этом я отнюдь не одинока, все настоящие актеры круглым счетом думают. Иногда они могут содеять ошибку, просчитаться, неужто же их заставляют ворочать мозгами, что самое сущность – это наживать что (мозолями… Деньги – общей сложности лишь конечный эффект. Что касается славы, ведь приятно, когда аппарат тобой восхищаются. Да если тобой восхищаются идиоты, в таком случае плевать на них.
* * *
Идеже бы кинокоролева Аннета ни оказывалась, кем бы ее обклад ни пыталось испытывать, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и хотя (бы) продюсерами, Анна Стен была непоколебимой, понеже никаких компромиссов далеко не терпела. Да, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, в то время как она требовала мясеный ужин с вином и шампанским.
В школа жизни бывшая украинская инженю любила готовить самоё, что было неслыханно в (видах Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала в какой-нибудь месяц блюда национальной кухни. Любимым блюдом спокон века оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски подина рюмку охлажденной водки.
Во (избежание Фабрики грёз Нюта Стэн оказалась через силу, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская гексаграмма не следует моде, самоё рулит компактным “фордом”, избегая положенного в соответствии с статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и ажно играет в игру в целях простолюдинов – пинг-понг?
У себя Анна Стэн в жизни не не красилась, далеко не пользовалась тушью, быть том, что с природы у актрисы были белесые ресницы. Возлюбленная отказывалась от мехов и драгоценностей, носила ставни в роговой оправе – ее фотомордочка в журналах разительно отличались с будничного облика кинодивы, которая со стороны, вернее, напоминала фабричную труженицу, чем звезду. Что примечательно, в официальной распиаренной благотворите