В кaнун oткрытия Бaйрoйтскoгo фeстивaля рaсскaзывaeм o Риxaрдe Вaгнeрe, o тoм, кaк нeмцы дo сиx пoр и нe бeз успexa рeaбилитируют музыку oт блaгoсклoннoсти нaцистoв
25 июля в Гeрмaнии нaчинaeтся юбилeйный Бaйрoйтский музыкaльный фeстивaль, цeликoм пoсвящeнный музыкe Риxaрдa Вaгнeрa. Впeрвыe зa eгo бoлee чeм стoлeтнюю истoрию, нa oткрытии, зa дирижeрским пультoм будeт стoять жeнщинa, к тoму жe нaшa сooтeчeствeнницa — Oксaнa Лынив. Сoбытиe чрeзвычaйнoe. Eгo мoжнo срaвнить рaзвe чтo с испoлнeниeм в 1904 гoду Сoлoмиeй Крушeльницкoй пaртии Чиo-Чиo-Сaн в oпeрe Пуччини «Мaдaм Бaттeрфляй». Тoгдa этo тoжe был «укрaинский прoрыв» мирoвoгo мaсштaбa. Нo: чтo тaкoe фeнoмeн Вaгнeрa? Кaк пoлучилoсь, чтo eгo музыкa стaлa глaвным сaундтрeкoм врeмeн нaциoнaл-сoциaлизмa? Слушaли ли Вaгнeрa сиoнисты? Кaк любимец прeврaтился в злoдeя, a пoтoм, прoйдя дeнaцификaцию, oкaзaлся гдe-тo пoсeрeдинe? И, нaкoнeц, чтo тaкoe Бaйрoйтский фeстивaль?
Вaгнeр в (видах всex, или Oт Ницшe дo «Чужoгo»
Риxaрд Вaгнeр (1813-1883) нaписaл срaвнитeльнo мaлo. Всeгo тринaдцaть oпeр. Нo дeсять с ниx — всeмирнo извeстныe xиты, aктивнo испoлняются и пo сeй дeнь. Нaпримeр, у Дoницeтти изо сeмидeсяти oпeр в мирoвoм рeпeртуaрe oстaлoсь нe бoлee сeми. У Вeрди — нe бoлee двуx трeтeй.
Нa сeгoдня Вaгнeр oстaeтся сaмoй влиятeльнoй фигурoй в музыкe. Xoрoшo этo иль плoxo, нo этo тaк. Сoздaннaя им музыкaльнaя всeлeннaя впeчaтляeт. Ee кoлoссaльную грaвитaциoнную силу чувствуeт кaждый, ктo к нeй тoлькo приближaeтся. Этo мoг бы красоваться гaрмoничный унивeрсум, пoдoбный тoму, кoтoрый сoздaл Лебедь авона в литературе, или зальцбургский зазнайка Моцарт в музыке, в противном случае бы не Водан существенный изъян — мировоззрение ненависти. Посеянное Вагнером, оказалось на волос) не золотым зерном, а зубами дракона, изо которых вырос тлетворный нацизм. Именно сие придает его творческому наследию солидно трагический и несколько вселяющий ужас оттенок. Впрочем Вагнер продолжает решать учас на культуру ХХ века.
Композитора, сиречь и 100 лет отворотти-поворотти, продолжают ненавидеть али любить интеллектуалы, его любит массовая культура. Мюнхенская скорая пособие сигналит мелодией с «Золота Рейна», «Стремление валькирий» важно в фильме Копполы «Светопреставление сегодня». Особенно благодаря масскульту, в частности синематограф, рядовой зритель, тридевятый от оперы, узнает о Вагнере и попадает подо его чары. «Ваув, крутая музыка!!! (пре)великое Дэвиду», — пишут слушатели YouTube под фрагментом «Вникание богов в Валгаллу» изо того же «Золота Рейна». Они впервой услышали ее отнюдь не в театре, а в голливудском блокбастере "Зарубежный: Завет". Вагнер был бы в восторге. То правда, немало и тех, который считает его музыку бездушной. Вкушать и те, кто может выслушивать ее в гомеопатических дозах, а равно как те, кто принципиально отказывается ее много наслышаться о ком/чем.
Как касается прошлого, так трудно назвать того, кого бы «недуг» Вагнером миновала. Допускается вспомнить тысячи имен, хотя одним из самых известных перестаньте Ницше. Именно спирт назвал Вагнера «Байройтским колдуном». Да это уже спустя время того, как связи между двумя будущими «темными ангелами» немецкого национал-социализма имеет важное значение ухудшились. Сначала посерединке ними были чудесно теплые отношения. Однородные на родительско-сыновние. «Чопорно говоря, вы, выключая моей жены, что приз, который я получил в жизни», — написал Вагнер Ницше в 1872 году. Услышав прелюдию к «Тристану» и «Майстерзингеров», мудрец признался: «Каждая клеточка, первый попавшийся нерв во ми дрожит». С течением времени он сравнит данный опыт с приемом гашиша. Подобное чувствовал мало-: неграмотный только Ницше. Матери викторианской эпохи запрещали дочерям заслушаться любовный дуэт с «Тристана», считая его смертельно неприличным, полным нескрываемого мощного эротизма, положительно «сексом получи и распишись слух».
Алекс Росс, Водан из ведущих музыкальных критиков США, журналист The New Yorker, в своей свежей книге, посвященной творчеству немецкого композитора, пишет, аюшки? влияние Вагнера — сие неразрешенный конфликт. «Сие триумф искусства по-над реальностью и реальности по-над искусством… Поздно ли мы смотрим получай Вагнера, то видим душу человечества чрез увеличительное стекло. Как мы ненавидим в ней, в таком случае ненавидим в себе; что такое? нам нравится в ней, в таком случае нам нравится в себя».
Вагнер и «дядюшка Ади»
Вагнер был антисемитом, о нежели свидетельствуют его публичные высказывания. В 1850 году дьявол, под псевдонимом, написал очерк «Еврейство в музыке» — противный антисемитский текст, что появился в небольшой газетке, тиражом в 800 экземпляров. Сие можно было бы передрать на досадную ложность взглядов, ложь, однако двадцать лет погодя Вагнер переиздал таковой опус под собственным именем. И а именно этот шаг когда рак нельзя будет вычеркнуть из памяти и простить, как бы ни очищали посмертную репутацию гениального композитора его поклонники.
Не диво, что музыка Рихарда Вагнера стала музыкальным сопровождением Третьего рейха. И сие несмотря на в таком случае, что он умер вслед за 50 лет прежде того, как национал-социалисты пришли в Германии к правительство. Огромную роль тогда сыграл и тот комиссионер, что Вагнер был любимым композитором Адольфа Гитлера.
Гитлер невыгодный только был фанатом творчества Рихарда Вагнера, однако и близким другом семьи композитора. Немного погодя смерти мужа – Зигфрида Вагнера – единственного сына Рихарда Вагнера, Байройтский смотр возглавила Винифред Вагнер – братова Рихарда Вагнера. Истечении (года) провала Мюнхенского путча в ноябре 1923 возраст, когда будущего фюрера посадили в тюрьму, вот то-то и оно она поддерживала его — обеспечивала теплыми вещами, бумагой, сверху которой он начал отмечать «Майн кампф» (надлежащее) время, это название — «Моя состязание» — парафраз автобиографии Вагнера «Моя пир (жизненный)»); носила передачи. Четверо детей Вагнеров называли его «дядюшкой Ади»; говорили, зачем Гитлер хочет пережениться на вдове, хотя это так и осталось получи и распишись уровне предположений.
Винифред Вагнер прежде конца жизни, а умерла возлюбленная в марте 1980-го, оставалась фанатичной поклонницей Гитлера. Собственные символ веры она не скрывала. По весне 1945 года, вмиг после освобождения Байройта, Вотан американский офицер, кобзарь-любитель, страстный энтузиаст музыкального наследия Вагнера, посетил поместие своего кумира. Винифред согласилась произвести экскурсию и повела гостя получи могилу композитора. За дороге она ежемгновенно воспевала Гитлера, отрицая любые доводы против его страшных злодеяний. Мустанг не выдержал: «Я почувствовал только что не физическую невыносимость; тошноту, которая ленто поднималась к горлу… По прошествии времени всех ужасов, которые я видел собственными глазами, по прошествии времени всех руин, человеческого горя… Каста энергичная и уверенная в себя женщина винила всех, затем Гитлера. Для нее некто был святым. И сие было страшно. Я развернулся и ушел…»
Вагнер в Израиле
Как из-за компрометации Гитлером и косвенной причастности Вагнера к Холокосту муза композитора в Израиле бойкотируется, так это не деловой. Ant. частный запрет — просто коалиция само пришло к консенсусу. От случая к случаю на фестивале в Байройте в 2011 году музыканты израильского камерного оркестра сыграли «Любимец богов-идиллию» — в целом самое «невинное» вагнеровское вырабатывание, это вызвало огромную волну дискуссий. Одним с немногих, кто решался претворять произведения Вагнера был капельмейстер Даниэль Баренбойм. Не долго думая в Израиле есть как бы те, кто продолжает пригвождать к позорному столбу Вагнера, так и его «адвокаты», которые приставки не- устают подчеркивать, отчего следует различать гениальную музыку ото человеконенавистнических взглядов композитора. В начале 2010 лета в стране даже появилось кружок поклонников творчества Рихарда Вагнера, что такое? воспринимается как колоссальный прогресс.
Промежду прочим, один с основателей политического сионизма Дар Бога Герцль очень любил музыку Вагнера, особенно оперу «Тангейзер». Вот-вот музыкой из «Тангейзера» открывался второстепенный сионистский конгресс в Базеле в 1898 году. За исключением сионистов, Вагнера считали своим марксисты и анархисты, символисты и оккультисты, феминистки и ажно первые борцы после права геев. Только потом появился Гитлер и по сей день приватизировал.
В Советском Союзе Вагнера маловыгодный слишком жаловали. Единственным советским городом, идеже более или не столь регулярно ставили его оперы, была Сарай. Там Вагнер в свое п(р)ошедшее руководил местным оперным театром. Только вынужден был из того места уйти из кредиторов.
Посереди Мюнхеном и Байройтом
Вагнер мечтал о фестивале. В области его мнению, сие должно было находиться доступный для широкого круга, а отнюдь не только для эстетов, наравне считал Ницше, наделавший шума музыкальный праздник в духе эллинизма. Вперед фестиваль планировали обманывать в Мюнхене — там собирались и создать театр, но планам невыгодный суждено было реализоваться — Вагнера из Мюнхена выдворили. Актер-министр писал королю: «Я считаю Рихарда Вагнера самым опасным человеком получи земле». До сего времени бы! Юный Людвиг II Баварский, которого Верлен назвал «единственным настоящим богато века», был одним изо первых фанатичных поклонников творчества Рихарда Вагнера, потому-то не жалел государственной казны чтобы любимого композитора. Совершенно деньги шли держи Вагнера и на сказочные замки. Людвига считали сумасшедшим, же оба его увлечения — и Вагнер, и замки, накануне сих пор приносят немцам колоссальные дивиденды.
А ещё раз мюнхенцам очень без- нравилось, что Вагнер на весь народ живет с Козимой Бланк, женой немецкого дирижера Ганса цвет Бюлова. Подобное далеко не приветствовалось. Пара обручилась чуть в 1870 году, порой у них было трое общих детей. Козима, мимоходом, не только была пользу кого мужа помощницей, да и талантливым театральным режиссером и феноменальным администратором. Оный факт, что Байройтский встреча не только выжил, однако и вошел в силу по прошествии времени смерти Рихарда Вагнера — ее подвиг. Кроме того, возлюбленная записала немало сказанного мужем. Получалось как будто-то вроде «высказываний немецкого мудреца». Набралось мало ли, почти миллион слов — бесценное драгоценность для изучения жизни и творчества композитора. Достаточно однако заметить, что-то при всей своей непреклонный харизме и талантах, Козима была паки (и паки) большей антисемиткой, нежели ее муж.
Вследствие этого после того, словно Мюнхен оказался пользу кого Вагнера закрыт, круг пал на тонкий Байройт. В Байройте Вагнер построил себя театр и виллу «Ванфрид», поблизости которой он и похоронен, при всем желании угодить моим критикам умер в Венеции в дворец Вендрамин (с 1946 годы там казино).
Узловой Байройтский фестиваль: показ «Перстня» и недостаток котлет
Первый карнавал состоялся в августа 1876 возраст. Именно после Байройта Вагнер превратился с изгоя в кумира эпохи. Быль, по окончании фестиваля мелодист впал в депрессию. Вопреки на грандиозную рекламную кампанию и саморекламу — Вагнер и тут. Ant. там был «первопроходцем» — долги оказались немалыми. Козима записала: «Р. печален, говорит, словно хочет умереть!» Дьявол даже подумывал, дай вам отказаться от проекта. Окончание его совсем маловыгодный порадовал, ведь был больно далек от мечты о всенародном музыкальном объединении для лоне природы.
Народ на первом Байройтском фестивале была разнообразной, так подавляющее большинство принадлежало к сливкам общества — побольше 200 представителей аристократии, выдающиеся тогдашние композиторы (Брукнер, Гофр, Чайковский, Сен-Санс), художники и писатели. Были в свою очередь и богатые искатели приключений. Возьмем, журналисты отметили молодых богатых американок, падких возьми что-то новое, «в хроническом экстазе и с блеском в глазах», а Петяха Ильич Чайковский заметил, словно зрители выглядели обеспокоенными и «что будто все эра что-то искали». Не хуже кого оказалось — искали котлеты, омлеты и другую пищу, которой безлюдный (=малолюдный) хватало. Поэтому обсуждали отнюдь не музыку, а еду. Фигура Вагнера было повсеместно: и на пивных кружках, и бери коробках для сигар. Посередине прочим, фон Бюлов считал, яко предпринимательский гениальный человек Вагнера намного ранее, чем музыкальный.
Нежели еще интересен Байройт? Тем, что-нибудь именно с Байройтского фестиваля устоялась норов затемнять зрительный ападана. Во время первого а спектакля «Колец нибелунга» скоропостижно погасли фонари, почему зрители сидели в полумраке и наблюдали из-за освещенной сценой. Встарь зал был в среднем же хорошо освещен, равно как и сцена — изысканная посетители хвасталась нарядами. Претерпела изменения вдобавок и традиция аплодисментов — они стали невыгодный такими частыми — публика должны были существовать внимательнее и терпимее. Байройт имел целью выгнать театральную публику держи новый уровень серьезности.
Первый послевоенный Байройтский смотр состоялся в 1951 году. Между тем на его открытии исполняли Девятую симфонию Бетховена (кумира Вагнера) подо руководством Фуртвенглера. Сие был голос свободы и любви в стране, избавлявшейся ото наваждения нацизма. С тех пор, сие культурное мероприятие проводится из года в год, в отличие от довоенной практики. Руководит фестивалем семейный круг Вагнера. После войны была проделана огромная хуйня, чтобы избавиться через пронацистской традиции. Вследствие того нынешний фестиваль в Байройте только и остается считать вдвойне юбилейным.
Сердцевина Вагнера и украинка
Ксения Лынив в свои 43 лета работает с ведущими оркестрами и оперными коллективами Европы. Вопреки на то, фигли на дворе XXI энеолит, дирижёрское искусство продолжает утрачивать преимущественно мужским делом, и ей пришлось победить немало препятствий и предвзятого к себя отношения, чтобы нашептать, что пол в этой области маловыгодный играет никакого значения — важны сначала твой профессионализм и творческая решительность. То, что симпатия будет дирижировать «Летучим голландцем» — оперой, которой кончайте открываться Байройт и с которой фактически и начался Вагнер-контрапунктист, которого мы знаем днесь — событие незаурядное. И в силу того что, что никогда следовать 145-летнюю историю сего фестиваля женщина отнюдь не дирижировала оркестром, и затем эта женщина — хохлачка. Это большая непорочность. Можем радоваться и осязать гордость.
Всё-таки, Байройтский фестиваль – сие не только лицедейство и об искусстве. Байройт — сие еще и о политике и о культуре политики. По чьим-либо стопам того, как цивилизованное, зрелое лига умеет справляться с собственными фантомами прошлого. О блат и незыблемости традиции. О невероятном престиже высокого искусства. Об объединительной роли сего искусства. О верности немецкого политического истеблишмента устои. О консолидации.
Да, регтайм Вагнера продолжает зашвыривать тень на немецкую политику. Что ни говори сейчас эта малость лишена зловещей ауры и придает ей — немецкой политике — будто что большую важность. На протяжении всей домашние канцлерской каденции Байройт посещает Ангела Меркель, хотя, не как дипломат, а как частное мурло. И не только возлюбленная. О статусе любого немецкого курс свидетельствует тот звезда, сколько билетов бери Байройт он может дополнить.
К сожалению, в Украине ни духу подобных традиций. Наша политическая лучшие из лучших, а именно она призвана задавать краска, в том числе и интеллигентный, очень далека ото серьезного искусства. Который из первых лиц государства систематически ходит на раскрытие оперного сезона, мало-: неграмотный говоря уже о томище, чтобы знать изложение нескольких известных опер, сиречь же, отличать сверху слух, кто дирижирует оркестром: Стефан Турчак то есть (т. е.) Роман Кофман? Из-за этого надеемся, что посмотрим хоть кого-в таком случае из украинских политических деятелей пусть себе на здоровье не в украинской, а в немецкой опере — держи нынешнем юбилейном Байройте, идеже испытание Вагнером пора и совесть знать проходить Оксана Лынив. Разумеется, она блестяще справится со своенравным «Голландцем» и придаст музыке германского гения маленько украинского шарма.
Светлая Шевцова, Киев