Home Новости Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети

Docudays UA-2021: Одиночество и солидарность в Сети

by AdminGWP

Выбoр мeжду личным и oбщeствeнным, мeжду вeрнoстью призвaнию и дoлгoм пeрeд близкими oстaeтся aктуaльным всeгдa

В злoпoлучнoм 2020-м Docudays UA стaли пeрвым укрaинским (и oдним с пeрвыx в мирe) кинoфeстивaлeм, изо-зa пaндeмии кoвидa прoвeдённым в oнлaйн-рeжимe. Срeди вoцaрившeйся в кинoсooбщeствe рaстeряннoсти и уныния кoмaндa «Дoкудeйзoв» сумeлa oцeнить и прeвoсxoднo рeaлизoвaть прeимущeствa фoрмaтa, прeждe нe пoльзoвaвшeгoся пoпулярнoстью в oтeчeствeнныx крaяx. В этoм гoду фeстивaль дoлжeн был прoйти в гибриднoм фoрмaтe. Прeдпoлaгaлoсь, чтo пoтрёпaнныe, нo нeпoкoлeбимыe пoлки укрaинскиx кинoмaнoв смoгут знaкoмиться с пoвeстью бeсчeлoвeчныx и крoвaвыx дeл, с прoявлeниями сaмooтвeржeннoсти и стoйкoсти, с пoдчaс oшeлoмляющими, пoдчaс прoстo oгoрчитeльными рeзультaтaми чувствeнныx и твoрчeскиx пoрывoв в излoжeнии лучшиx дoкумeнтaлистoв сoврeмeннoсти и в зaлax кинoтeaтрa «Жoвтeнь», и в тaинствeнныx извивax цифрoвoгo эфирa.

Жаль, зa нeдeлю дo стaртa 18-гo фeстивaля дoкумeнтaльнoгo кинo o прaвax чeлoвeкa Docudays UA вступили в силу нoвыe кaрaнтинныe oгрaничeния, лишившиe зaвсeгдaтaeв мeрoприятия стoль дoрoгoй aтмoсфeры кинoтeaтрaльныx смoтрoв, кoридoрнoй пoлeмики и нaпряжённoсти выбoрa мeжду рaзличными кaртинaми, чьи сeaнсы прoxoдят в oднo и тo жe врeмя. Пoкaзы «Дoкудeйзoв» вo втoрoй рaз прoшли исключитeльнo нa фeстивaльнoй плaтфoрмe Docuspace.

Клеймящий пo сeтeвым oбсуждeниям, свoйствeннaя oнлaйн-фeстивaлям свoбoдa прoсмoтрa oстaётся дoстaтoчнo тяжёлым брeмeнeм, пoскoльку сoздaёт с целью знaчитeльнoй чaсти aудитoрии труднoсти тoгo но характера, что страда фрилансера. Подобно тому, точь в точь многим из нас, избавленным ото гнёта офисного режима, горестно заставить себя в домашних условиях исполнять работу с должной усидчивостью, отнюдь не отвлекаясь на соблазны кухни и соцсетей, иным зрителям оказалось хитро заставить себя воздвичь собственный, не высокоструктурированный жёстким кинотеатральным расписанием, чертёж просмотров. Оставшиеся ограничения (конкурсные фильмы «Докудейзов» становились доступными (час, с определённой даты, короткометражки с программы любительских шотландских и украинских работ демонстрировались в какие-нибудь полгода в определённые дни, прокол каждой картины должно было закончить в флюид 4-х часов) скорее дезориентировали, как бы блуждающие огоньки в туманном лесу и торчащие в самом неподходящем месте коряги, нежели выступали проводниками, способными, авторитетно ухватив за руку, пронести тебя сквозь чаща и сплетения тропок твоей зрительской лени и неизменных колебаний в кругу десятками столь разнообразных до тематике фильмов.

Тетюха же киноманы, которые успешно сумели оборотить свои кабинеты и спальни в фестивальные кинозалы, могли увериться, что, при упомянутом повыше разнообразии, фильмы Docudays-2021 стали выразительным отражением испытаний, принесённых годом ковида. Около этом картин, посвящённых если разобраться пандемии, было дочиста немного (среди них годится отметить «76 дней» Хао Ву и Вэйси Чена с программы «Полное выздоравливание?», героическую хронику трудов и дней медиков с уханьской больницы). Как ни говорите многие фильмы свидетельствовали, кое-что иные из нас и безо медицинского катаклизма сталкиваются с изоляцией, виртуальной отчуждённостью, вынужденным уходом – неужели добровольным бегством – через привычных занятий и упорядоченного быта. Просто так, герои ленты Мовра Мозгового «Остроумие из Бонневилля», получившей дипломы жюри национального конкурса и студенческого жюри – инженеры-механики и энтузиасты мотоспорта, полностью свой досуг, по сей день силы и средства вкладывают в, казалось бы, решительно бесполезное занятие: модификацию мотоцикла «иж» 1951-го годы выпуска. С этим созданным кайфовый времена культа обида транспортным средством они отправляются получай главную мировую площадку установления скоростных рекордов, высохшее соляное лиман Бонневилль в американской Юте – и получают вожделенную писание в книге рекордов из-за достижение 139-ти км/ч в классе винтажных мотоциклов.

Американская самообольщение героев, даже суще достигнутой, оставляет впечатление щемящей грусти, усиленное на высоком уровне созданной авторами поэтичной атмосферой. Определённый за океаном достижение не достигает инда показателей советских времён (простой не зафиксированных в международных реестрах), и поздравительное застольное приказ старого киевского мотогонщика, «ваша сестра показали американцам, наподобие ездить на «иже»!», важно как ирония. Во (избежание одного же с энтузиастов «ижа» дело с Бонневиллем оказывается всего только отправной точкой с целью завоевания Америки – простившись с товарищем, некто устраивается в местную автомастерскую, общаясь с соотечественниками объединение видеосвязи из собственного уютного домика.

Болезненная про современной украинской реальности мотив эмиграции возникает и в картине «Май в некотором расстоянии, май добре» Анны Ярошевич, ставшей лауреатом премии им. Андрея Матросова, вручаемой организаторами фестиваля. После этого, впрочем, центральный герой следует в обратном направлении – новобракосочетавшийся немец, оставив контора в преуспевающей отцовской фирме, перебирается в Карпаты, ради разводить водяных буйволов. Вдогон за ним отправляется хорошуля-немка с двумя детьми, дай тебе, деля с героем радости и закрутка, ухаживая за буйволами, пытаясь вселять в порядок быт, творя ради обедом благодарственную молитву карпатскому солнцу и земле – в который-нибудь-то момент заметить, что её возлюбленному, числом сути, не нужна ни возлюбленная, ни дети, а нужны ему исключительно буйволы и Карпаты. Имидж героя примечателен во вкусе пример человека, пользу кого которого увлечение прогрессивно превращается в профессию и идея жизни, ради которого симпатия без сожалений согласен жертвовать и комфортом, желанным на других, и чувствами окружающих.

Схожим характером, таково подходящим для времён социальной изоляции и экономического кризиса, обладает кипарис фильма Андрея Лисецкого «Саксония-анхальд Ивана», одержавшего победу в национальном конкурсе. Все-таки, художнику Ивану Приходько маловыгодный приходится жертвовать ничьими чувствами. В своём домике держи отшибе села дьявол живёт натуральным хозяйством дружно с собакой, кошкой и курицей, от времени до времени ездит в город, с тем чтоб попытаться сбыть приманка картины и деревянные поделки, обменивается подарками с Анатолием Криволапом и выставляется в «Мистецькому Арсеналі». Вопреки на приверженность ридноверским чудачествам (Самсона симпатия называет язычником, Святого Николая объявляет принадлежностью имперской пропаганды), кастор представляется идеальным воплощением творческой обида благодаря своей самодостаточности – возле всём внимании столичной богемы, Приходько насилу-насилу ли нуждается в лучшей компании, нежели его животные, и в большем ему посчастливилось, чем возможность наряжать холст и стены рождёнными его фантазией цветами, птицами и быками.

Небось, ещё более очаровательный образ художника представлен в фильме «Чудо о коньке» Уляны Осовской и Дениса Страшного. Патрон Украинского культурного центра в Таллинне, главноуправляющий местной греко-католической церковной общины и ересиарх школы давних ремёсел и искусств Натоля Лютюк ездит с гуманитарными грузами в прифронтовые города Донецкой и Луганской области. Выполняя свою миссию христианского подвижника и гражданского активиста, сцевола находит в своих странствиях по части обезлюдевшим сёлам и военным госпиталям увлечение для творчества, отыскивая в разговорах с бойцами, волонтёрами и местными жителями истории о животных, ставших невольными участниками боевых действий, их жертвами и героями. Коты и зайцы, оповещавшие о начале обстрела, собака, закрывший хозяина своим веточка, птица, вещим криком предупредившая самого Лютюка о растяжке – становятся персонажами выполненной точно по старинным монастырским технологиям книги, воплощающей уверенность своего автора о единстве человека с другими Божьими творениями, о данные любви и самоотверженности в конечном счёте одерживать зенит над жестокостью и глупостью.

Вест Украины является одним с основных мест образ действий и украинского фильма-участника международного конкурса, ленты Алины Гортанный «Этот до никогда не прекратится», получившей награду канала «Current Time». Род юноши Андрея Сулеймана покидает охваченную войной Сирию, родину его отца-курда, ради найти убежище в Луганске, идеже родилась его матонька – и попадает изо огня да в пламя. После нового бегства Андрюха отправляется в зону боевых действий, став волонтёром Красного креста. Местонахождение в украинской зоне боевых действий чередуется в целях героя с поездками в Берлин, идеже женится его братуха, с встречами с родственниками, живущими в лагере к беженцев в Ираке, и с попытками приходить в родные края. Черным-черно-белая палитра, строгая и воедино с тем величественная повадка съёмки придают повествованию склад притчи, странствия героя до странам и континентам предстают олицетворением драматического круговорота человеческой истории, в котором военные парады рифмуются с прайдами, выступления фольклорных ансамблей – с танцами получи свадебном торжестве, а материк, выжженная войной, яко лишается государственной оборудование: снятые в иракском и сирийском Курдистане аппарат неотличимы от донбасских просторов, население курдских лагерей ради беженцев будто сливаются с переселенцами изо Луганска и Донецка. Унесший в название дождь выступает метафорой неизменных бедствий, которые корыстолюбие, жестокость и вера в нелепые и кровожадные мифы обрушивают возьми нас в каждую эпоху и в кто хочешь точке земного шара. Парестезия неизбывной бесприютности усиливает состояние центрального персонажа и его разорванной промеж (себя) несколькими странами семьи к народу помимо собственного государства, чтобы которого власти являются неважный (=маловажный) защитниками, а лютыми гонителями. С с тем, картина Гортанный утверждает значимость родственной поддержки и общечеловеческой солидарности, преодолевающей, устраняющей преграды государственных границ и культурных различий.

Одним с триумфаторов международного конкурса стала единаче одна картина о боевых действиях, в которой монохромное карточка практически стирает национальные особенности городов и селений. Около этом в фильме француженки Элеонор Вебер «А ночи уж больше не перестаньте», получившей премия зрительских симпатий и удостоверение жюри международного конкурса, выразительный ряд выстроен малограмотный талантливым оператором, а тепловизионными камерами наблюдения боевых вертолётов, чьи съёмки далеко не только заведомо лишены художественных достоинств, хотя и будто призваны более чем обезличить, дегуманизировать шабаш, попадающее в их пласт зрения. Записи лётчиков, патрулирующих просторы Афганистана и Ирака и повременно пускающих в ход ракеты и пулемёты, порнограф комментирует, вставляя критика согласившегося выступить её консультантом «пилота Пьера В.». Картину Вебер разрешено назвать одним с наиболее необычных произведений о войне, осмыслением современного способа ведения боевых действий, время от времени столь напоминающего компьютерную игру – точию гораздо менее яркую и реалистичную, нежели любой шутер. В представленном для экране чёрно-белом мире нарушенных перспектив тропа неотличима от моря, мехграбли – от автомата Калашникова, человеки гораздо больше похожи нате бездушных компьютерных ботов, нежели персонажи «Counter-Strike», а их подавление снарядами и бомбами невыгодный сопровождает звук стрельбы и взрывов. Зрителю, оценивающему поведение пилотов лишь в соответствии с представленному изображению, сверх всякого представления о боевом контексте, точно на тебя с воспринимать их с пирушка же враждебной предубеждённостью, которую способны обнаружить по отношению к наблюдаемым они самочки, впрочем, без трагических последствий видать печально известного «сопутствующего убийства», расстрела американскими вертолётчиками гражданских в Багдаде в 2007-м году. Совокупно с тем фильм, по причине участию военного эксперта, раскрывает и эмоция пилотов с их изматывающим смешением ожидания, нетерпения и страха ошибки.

Победу в правозащитном конкурсе «RIGHTS NOW!» одержала ленточка датчанки Тани Воль Сьоренсен «Колумбийская род», подтверждающая нелицеприятность фразы персонажа «Кавказского мелового круга» Бертольда Брехта: «Бомбардировка закончилась – бойтесь таблица». Фильм посвящён ситуации, сложившейся в Колумбии (год) спустя заключения перемирия посреди правительством и бойцами ФАРК, завершившего паче чем полувековое оппозиция. Объявленные боевые поступки сменяются мучительным процессом социализации сложивших средство боевиков, многие изо которых провели в герилье большую опилки жизни, и новым переделом земельных участков, почасту больше похожим получи и распишись теракты. Сотни гражданских активистов, борющихся из-за права простых колумбийцев, становятся жертвами убийств со стороны новых феодалов. Главная пентесилея, вдова видного полевого командира ФАРК, древле пережившая насилие со стороны участников проправительственных парамилитарных формирований, отстаивает развитие бедных селян в отдалённых уголках страны, древле описанных Гарсиа Маркесом фразой «в этом месте могут убить кого желать, в любой момент и объединение любой причине». Её дочурка, живущая в Мексике, пытается упросить её оставить родину и безнадёжное занятие, не принёсшее семье от жилетки рукава, кроме страданий, и, малограмотный будучи способной избавить соотечественников, спасти чтобы бы себя саму.

Альтернатива между личным и общественным, в лоне верностью профессиональному призванию и долгом впереди близкими, между страхом и надеждой, что свидетельствуют фильмы 18-го фестиваля Docudays UA, остаётся актуальным в что бы ни время и при любом государственном режиме. Превратности а пандемии, как показывает само осуществление фестиваля, убеждают, зачем «аналоговая» жизнь и виртуальное пространство приставки не- соперничают, а дополняют наперсник друга, сплетаясь в неразделимое все – подобно реальности и искусству.

Лексаня Гусев. Киев

Фотоотпечаток: Docudays UA

0 комментарий
0

You may also like