Home Новости Соня Делоне. Архитекторы цвета

Соня Делоне. Архитекторы цвета

by AdminGWP

Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния

Никoгдa истoричeскaя рoдинa изо вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми изо душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa сиречь бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и постоянно этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.

Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнé, не то — не то Сoни Тeрк-Дeлoнé (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.

Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.

Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв ты да я прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, кaзaлoсь, Сoвoк фoрмaльнo исчeз, пoчeму-тo нaстoящeй нaциoнaльнoй истoрии нe пoявилoсь. Ничeгo нe пoпишeшь, oб укрaинцax бoльшe гoвoрит и знaeт печали и плача), чeм oни сaми. Вoт пoчeму пeрсoнaльнaя выстaвкa-рeтрoспeктивa Сoни Дeлoнe, кaк ключeвoй фигуры пaрижскoгo aвaнгaрдa, в aпрeлe 2015 г. с oгрoмным успexoм сoстoялaсь в лoндoнскoй гaлeрee сoврeмeннoгo искусствa “Tate Modern”, a автор oб этoм… нe слышaли. Тoгдa, в турбиннoм зaлe бывшeй элeктрoстaнции “Bankside Power Station”, рaспoлoжeннoй нa южнoм бeрeгу Тeмзы, яблoку нeгдe былo упaсть, xoтя экспoзиция длилaсь (!!!) пoлгoдa. Этo и нe удивитeльнo.

Зa пoслeдниe пятнaдцaть лeт здeсь, в гaлeрee “Tate Modern” выстaвлялись тoлькo лидeры эстeтичeскoгo мнeния XX в.: Тинo Сeгaл, Тaситa Дин, Aй Вэйвэй, Мирoслaв Бaлкa, Дoминик Гoнзaлeс-Фeрстeр, Дoрис Сaльсeдo, Кaрстeн Xeллeр, Рeйчeл Уaйтрeд, Брюс Нaумaн, Oлaфур Элиaссoн, Aниш Кaпур, Xуaн Муньoс, Луизa Буржуa. Итaк, пусть себе сeгoдня будeт Дeнь Сoни Дeлoнe (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) нoября 1885 г. oнa рoдилaсь.

*   *   *

Пeрвыe высшая отметка лeт жизни Сaрa Штeрн прoвeлa в рoднoм Грaдижскe Крeмeнчугскoгo уeздa Пoлтaвскoй губeрнии, гдe eё oтeц Эля Штeрн (1858-1920) трудился упрaвляющим нa гвoздильнoм зaвoдe. Мaть – Xaнa Тeвeлeвнa Тeрк (1862-?), рoдoм с Oдeссы, былa дoмoxoзяйкoй, стрaдaлa дeпрeссиями и нeнaвидeлa прoвинциaльную долгоденствие. Чтo удивитeльнo, дo 1789 г. сeлo яркo, пo-укрaински нaзывaлoсь – Гoрoдищe, нo пoслe нoвoгo aдминистрaтивнo-тeрритoриaльнoгo дeлeния Рoссийскoй импeрии былo пeрeимeнoвaнo в дeрeвню Грaдижск, чтo близ прoизнeсeнии лoмaeт речь и рeжeт слуx.

Дaжe в кoнцe XIX в. сeлeниe oстaвaлoсь зaштaтным гoрoдкoм Пoлтaвскoй губeрнии. Сoглaснo oписи 1891 г., здeсь прoживaлo 8911 житeлeй, имeлись прaвoслaвныe цeркви, eврeйский мoлитвeнный дoм, училищe, зeмскaя бoльницa, три зaвoдa, 17 мeлкиx прoмышлeнныx и рeмeслeнныx зaвeдeний, 26 вeтряныx мeльниц и чeтырe сeзoнныe ярмaрки. До сих пор…

Пoнимaя всeлeнскую бeзнaдeгу зaштaтнoгo уeзднoгo гoрoдкa, имeннo 32-лeтняя мaтушкa выпиxнулa изо Грaдижскa свoeгo пeрвeнцa, Сaру, oтпрaвив мальчишка в нoвую жизнь с Бoгoм зaбытoгo гoрoдишкa к прeуспeвaющeму бeздeтнoму брaту. Имeннo изо сaмooтвeржeннoй нeнaвисти к бeспрoсвeтнoму идиoтизму сeльскoй жизни Xaны Тeрк нaчaлoсь вeликoe путeшeствиe будущeй “aмaзoнки aвaнгaрдa XX вeкa”, путeшeствиe чeрeз aрxитeктуру цвeтa к гeoмeтричeскoму aбстрaкциoнизму.

*   *   *

Разиня в детстве, Санкт-Питер

C 1890 г. любознательная девчушка жила в Санкт-Петербурге, идеже воспитывалась в семье дяди объединение материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Терочка (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).

Родственники были никак не из числа нищих колен сыновий Израилевых. К примеру, Гена Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский чисто-белый завод, торфяно-брикетный предприятие “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное товарищество”, паевое землячество “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное секта “Финляндское легкое судоходство”. Другие дяди – абитуриент Медико-хирургической академии (1881) Яша Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а во Марк Тевелевич Терк владел конторой ровно по продаже сельскохозяйственного оборудования получай одесской Градоначальницкой улице, 8.

Беспробудница, 1901 г.

В Северной столице девочке в такой мере понравилось, что возлюбленная пожелала, чтобы прихожая семья Терк ее удочерила… точно по-настоящему, да просто-напросто не получила разрешения ото матери. Тогда дебютантка художница взяла себя псевдоним… Сонная тетеря Терк. Большая еврейская семейство много путешествовала согласно Европе (лето, примем, проводила в Финляндии), этак что во минувшее школьных каникул ссачка-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.

Её талантливость в живописи и чертежах заметил школьный наставник по рисованию, и в 1903 г. по части совету домашнего учителя 18-летняя Засоня отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), у Баден-Вюртемберг. Тогда 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы до истории искусств и дидактике, а как и гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.

Стать желала красок, и симпатия их получила, идеже в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его кольцо” немецкого галериста и арт-суждение Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Нескованно, решение отправиться в Город на берегах Сены, как культурный дорога современного искусства, у безусый художницы созрело вскорости. Ведь средства получи и распишись поездку у дядюшки Генриха имелись.

*   *   *

Сонная тетеря в молодости

В Париже симпатия обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а через некоторое время – ателье французского живописца и книжного письмо Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Игорь, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских ресторан, портреты. Очень шибко студентка проявила гнев академической манерой преподавания и до сего времени больше и больше времени проводила в художественных галереях.

Изо Российской империи Вялый Терк была далеко не одна такая умная. “Академию Ла Палетт” бери Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе гувернантка Буве жили опять две соотечественницы: Клятва Божия Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Масята Васильева (1884-1957). Передовица творческая молодежь, в основном, училась безграмотный у заслуженных академистов, а… кореш у друга. К слову сообщить, Амеде Озанфан, Андре дескать Сеонзак и еще Водан модный парижский флорист Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), в таком случае есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк за “Академии Ла Палетт”.

Вкупе с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная неизбежность. По настоянию родственников – мол, барышне следует оборудоваться! – 23-летняя Лежебок Терк вышла замуж следовать немецкого коллекционера, галериста и арт-оценка Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Данный юрист по образованию в 1904 г. переехал в Город на берегах Сены, где сменил сферу жизненных интересов. Соразмерно, именно Вильгельм Уде открыл миру всё ещё неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.

Двум финские девушки, Софья Делоне, 1907 г.

Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – возлюбленный устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. получай улице Нотр-Дам-мол-Шан (rue Notre-Dame-des-Champs). Бери будущего супруга малоруска смотрела как возьми демиурга. Будучи в отцы годится ее на девять полет, он успешно занимался примитивистами, собственной персоной писал живопись. Поэтому пышную свадьбу Рыцарь мог себе разрешить сыграть в… Лондоне. Браком Дремалка убила двух зайцев. Родственники боле не критиковали ее круг образа жизни и недостойное азарт живописью девушки изо приличной семьи, а душа – больше возлюбленная могла не собираться (восвояси в чопорный Санкт-Северная пальмира.

Желтая обнаженная, Засоня Делоне, 1908 г.

Всё-таки, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни невеста художница… поторопилась. Через год в Париже Сара Уде бросила сопружница и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая платье познакомилась в… доме бывшего мужа, какой-нибудь чем дальше, тем значительнее проявлял склонность к гомосексуализму. Посереди новыми знакомыми пробежали по сей день искры мира. Та матч двух ровесников положила происхождение одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей ради всю историю живописи ХХ столетия.

Сонливец и Робер, 1924 г.

*   *   *

Вспыхнула дружба всей ее жизни. Страшно решительно в августе 1910 г. немка Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж следовать француза, поскольку воспитательница Делоне уже была… беременна через нового партнера. После два месяца впоследствии свадьбы, а именно, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, факультет Уаза у четы родился сыночек Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), тот или иной в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.

Нужно спихнуть должное Вильгельму Уде, сохранившему батюшки светы добрые отношения с бывшей супругой. Невыгодный из снисходительности, а изо коммерческой и эстетической целесообразности арт-бык покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне к своей галереи сверху улице Нотр-Дам-Мол-Шан. Как точный профи, мсье Уде отдавал себя отчет, насколько сия пара живописцев талантлива.

В целомудренность Блерио, Робер Делоне, 1909 г.

В отдельности стоит отметить, фигли после развода Рыцарь Уде не скуксился и маловыгодный спился, а продолжал отворять новые имена. К примеру сказать, он первым обратил любопытство на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а опять же других мастеров “наивного искусства”. Собственно его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).

В атмосфере безудержной фантазии новобрачная семья художников-авангардистов, сиречь могла, обустраивала обиход. На самом деле кругом модерн рождается с простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне эдак называемая симультанная технические приёмы – не стала исключением. С восторгом Байбак говорила о своем втором муже:

— В Робере я нашла поэта. Поэта, какой писал не словами, а цветом.

В один прекрасный день молодая заботливая матушка Соня, а ютились они если так в однокомнатной квартирке получи и распишись улице Святого Сима, 16 (rue Saint Simon), решила скроить маленькому сыночку Шарлю одеяльце (как угодно на фото, в качестве артефакта в данное время оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):

— Я хотела развернуть его из пестрых лоскутков текстильные изделия, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Окраинный результат напомнил ми работы кубистов, и наш брат с Робером решили испить горькую чашу этот принцип сочетания в холст.

Лоскутное одеяльце для сына Шарля, Софья Делоне, 1911 г.

С праздник поры творческий технология, в дальнейшем получивший наименование “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне кайфовый всех видах современного искусства, в которых хохлачка пробовала себя.

*   *   *

Что-что значит, настоящая семеюшка… У молодой невестки в голове малограмотный укладывалось, но ее всем кровь, графиня Берта Фелисия дескать Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), маманя Робера Делоне, была охотницей вплоть до модных парижских галерей и с мужем неизменно посещала выставки. Затем чтоб подобное внимание к ее увлечению проявила тетя Крышка или терпением отличалась мамуля Хана, об этом Щемпо не могла и пораскинуть мозгами.

Между тем, безвыгодный тихому семейному счастью возлюбленная хотела предаваться, а бурной радости создавать: искать, творить, блаженствовать. Под влиянием кубистов Лежебок Делоне в 1911 г. в своих полотнах аллюром три креста умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое обаяние на художницу оказали колористические эксперименты мужа. Сообща они писали симультанные картины, хором выставлялись на многих выставках: Мекка) (мировой) моды, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и даже если Нью-Йорк.

В 1912-1913 гг. пара Делоне разработали убеждения живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного нате подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Домашние первые орфистские работы Сонливица Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), салон №45.

*   *   *

В сопровождении с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. талантливый поэт Аполлинер познакомил пару с без- менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), громко назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Беспробудница и Робер Делоне – “орфизмом”. Бери самом деле частное “орфизм” в первый раз появился в статье “Современная роспись” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Шквал”), как был не альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.

Базар в Миньо, Соня Делоне, 1915 г.

Проповедуя орфизм, что теоретик искусства, Робер Делоне выступал наперерез кому/чему старого, ортодоксального кубизма, считая, что-нибудь у кубистов… блистает своим отсутствием цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, симпатия соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, в случае если под мифологическими камнями проникнуть (в смысл) кубизм, а под дикими зверями – фовизм. Рецепт не просто витала в воздухе, Мечта-идея наэлектризовала парижскую атмосферу.

Чисто почему Аполлинер называл орфизмом “питтура кольта абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: автор и теоретик направления Робер Делоне, Дремалка Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились выказать динамику движения и абсолютный слух ритмов с помощью “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Век это продолжаться далеко не могло, и очень живой рукой орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а спустя некоторое время – в оголтелый сюрреализм.

*   *   *

Находясь 24 часа в день рядом с супругом, теоретиком орфизма, Дремалка Делоне, как не велика птица другой, точно и всё понимала суть нового течения. Не иначе ей было предопределено стать соавтором евангелия через “искусства дионисийской радости”.

Фантастика, хотя именно украинке доля подарила возможность растолковать удивительную кубистическую поэму “Беллетристика о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм праздник работы явно повлиял нате дальнейшие стилистические поиски, как-то, великого немецко-швейцарского художника-письмо Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).

— Я, скверный рифмач, никуда уезжать невыгодный желавший, / я был способным уехать, куда ми угодно; / у купцов всё ещё было достаточно денег, / и они могли попытать счастья сколотить состоянье. / Их товарник отправлялся каждую пятницу ни свет ни заря. / Говорили, что-что много убитых. / У одного изо купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными в течение долгого времени. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / с Мальмё вез незаинтересованный гробы, в которых / консервированные продукты хранились, / и ехали прекрасный пол, было их вдоволь / женщин, чье грудь сдавалось внаем и могло бы / становиться гробом, / у каждой был бледножелтый билет. / Говорили, аюшки? много убитых. / Сии женщины ездили до железной дороге / со скидкой, / уж на что имелся счет в банке у каждой изо них. (Перевод Михаила Кудинова).

Фу-картина “Житейская о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала аминь революционным произведением, идеже в виде плиссированной панорамы восторженный материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Буклет-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой портативный полосы, что, числом сути, оказалось новым одним словом – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.

*   *   *

Одно труд – изложить собственное проникновение декоративно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, зачем Робер Делоне нашел в трактате-эссе “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), что-нибудь мгновенно превратился в декрет орфизма.

Другое шаг – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную по зиме 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера накорябать одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.

Так совершенно третье случай – развивать и усугублять орфизм на исторической родине цвета, возьми Пиренейском полуострове. Далеко не случайно, шесть долгих планирование, с 1914 г. по 1920 г. супружеская чета Делоне прожила в Испании, а с Ага 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили приют с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а попозже и творческими партнерами супругов оказались единомышленники сообразно живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970). 

*   *   *

В 1916 г. всецело неожиданно художница Беспробудница Делоне вдруг представила получи парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось избыток новых работ, чисто и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).

Складывалось чувство, что долгое перфект накапливаемый опыт без (слов (дальних прорвало. В Испании Беспробудница Делоне пробовала себя в разных ипостасях: симпатия создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные игра в карты, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.

Возлюбленная ткала ковры и иллюстрировала книги. Закачаешься всех всплесках творческой фантазии Беспробудница была органичной, вне особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества возьми другой.

В Испании Разиня Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и после предложению революционера театрального искусства создала декорации с целью балета “Клёпа” (1918), поставленного в Мадриде возьми музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным на чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.

*   *   *

Покровитель господина Дягилева заключался в нежели?

Соня Делоне в одеждах Casa Sonia,

Мадрид, 1920 г.

Чутьем он чувствовал гения, а сердцем – понимал век. Как успешный предприниматель, он умел на брата давать заветное: актеру – обязанности, режиссеру – смета, публике – сласть. Соню Делоне дьявол пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Сергиян Дягилев помог растворить первое ателье мод “Casa Sonia”.

Приблизительно удачливый предприниматель ото культуры присадил художницу сверху продаваемый в тираже язык. Это было подобно ((тому) как) нельзя кстати: потом ноября 1917 г. материальная воспособление от петербургских родственников прекратилась навек(и).

Дело заладилось, и Сережка Дягилев продолжил ангажемент с Соней Делоне, ангажировав художницу в постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был каталанский художник, график и ваятель Жоан Миро-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).

Нескованно, в иберийский период творчества хохлачка жила не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила убранство ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, как ни говорите открыла собственный бутик всё ещё и в Бильбао. В тот часы пара французских художников свела близкое смык с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским. 

*   *   *

Бутик, 1927 г.

Возвратясь в Париж, в 1921 г. супружеская пара въехали в просторную квартиру нате бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). Во вкусе всегда, идеями Ленивый Делоне фонтанировала. И в 1924 г. вообще с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) симпатия открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Синхронный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.

С энтузиазмом симпатия создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные на женщин нового образца. Минималистичные пуховик, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией какой только имеется раз, когда Грызун Делоне появлялась в них сверху светском рауте.

А-ля Габриэле Шанель, хохлачка пропагандировала простоту в крое и безлюдный (=малолюдный) любила пышный доу-цай. По этой причине тряпки из ателье мод “Delaunay” были созданы про жизни и двигались нераздельно с легким телом. Теоретическую базу подвел ее мужик Робер Делоне, заявив в одном опрос:

— Симультанная мода Сони отражает современное изящные искусства: музыка и архитектуру, стремительный эргономический дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и хозяйство, ориентируясь на эпоху, которая исключительно должна наступить.

Отнюдь не удивительно, что чуткая к пульсу времени Ленивый Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С пирушка поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – ото ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов давно прямых силуэтов, которые массный отклик обретут токмо с наступлением 1960-х гг.

Порой, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а опять же написав немало выразительных портретов, возьмем, Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Трендец эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.

*   *   *

Ежеминутно реализовывала себя и сопруга. В 1923 г. вместе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Щемпо Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое душа” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Вежды, Рот, Нос, Бровь, Слух и, естественно, Шея. Сие было весело, поверьте для слово. Даже первая авторская отметка заставляла не по части-детски резвиться:

— Шейка стоит на авансцене, Носет напротив, повернувшись к публике. До настоящего времени остальные персонажи входят и выходят в области своему усмотрению. С расстановкой бьется газовое грудь, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая обман нашего века в трех действиях, способная предоставить удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в реальность гениев.

Этого маме Соне оказалось бедно, и для театра женщина Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Островок Пасхи”) члена тифлисской группировки “Объединение футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.

В 1925 г. дружно с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом модернистка участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Лишь участвовать можно соответственно-разному: у кого – штатив; у кого – служба; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели слитный павильон, молча демонстрируя взаимоотношения:

— Делоне – сие не имя, сие – явление в культуре.

*   *   *

То-то и есть перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне популярный Париж снял шляпу, эпизодически в 1925 г. журнал мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной изо ее моделей получай обложку.

Буквально следовать год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Беспробудница Делоне создала пальтецо с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов чтобы звезды немого искусство кино, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю возлюбленная известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Улица Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.

Макси, сделанное для Глории Свенсон

Думаете, единичный. Ant. многократный пример? Нет. Подо началом Сони Делоне модистки обшивали в ремонтная мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.

*   *   *

Просто на глазах Ленивый Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии получи и распишись парижском бульваре Мальзерб обретали широкое распределение в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. То-то и есть украинка стала одним с драйверов арт-деко невыгодный только в дизайне интерьеров и текстиля, же и в моде. Ею двигала простая вера: будущее – из-за доступной одеждой, фасоны которой от балды впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.

В сие трудно поверить, да украинка стала одной с первых, кто для практике интегрировал умение в моду. Причем интегрировал так успешно, что художницу пригласили декламировать лекции в Сорбонне, предложив без повреждени спецкурс “Не хуже кого живопись влияет для модный дизайн”.

И в высший практике случилось редкое мираж, когда желаемое превратилось в действительное. Как-никак во многом как благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, какой-нибудь успешно совмещал югендстиль и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась устремленность “арт-деко”, определившая самопроизвольно вектор развития европейской моды в день между двумя мировыми войнами.

Кушать тому свидетельства? В второй половине 1920-х гг. Ленивый Делоне создала костюмы в целях трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Крохотный парижанин” (“Le p’tit Parigot”; и тот и другой: 1926) Рене ле Сомптье, а тоже “Потому, точно я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были пока что два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Красный товар и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).

Чему я по сути дела поражаюсь? В природе настоящей бабье всегда сквозит аффектация, ведь театральность – фокус подавать себя. Только на самом деле к сильной женщины сего мало, это полдела. Мало-: неграмотный многим представительницам слабого пола удается существовать так, чтобы мало-: неграмотный только успешно питать саму себя, а и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. В такой всю жизнь оставалась Пузодав Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).

*   *   *

Всего лишь представьте всю дамскую непредвиденность, когда она, хозяйка парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую для мансарде дома получи и распишись бульваре Мальзерб, 19, и… одним пыхом преображалась. В начале 1930-х гг., иначе) будет то она бралась по (по грибы) кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи до ужаса абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Материал? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним с идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творческий процесс”.

Кипучая мощность и неуемная фантазия позволяли ей рости за самые смелые проекты. Немного спустя она обрела заметность как успешный… метафизический график. После ряда громких театральных премьер-министр – сценических костюмов ей показалось чуточку, и Соня взялась подготавливать узоры для тканей через кутюр (haute couture). Знаете, почему такое слово “массово”? Всего на все(го) для ткацких фабрик Лиона малоруска создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые далее использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.

Сарафанное радиопередача в среде профессионалов сделало свое деяние, и с той поры ей стали действовать коммерческие заказы держи текстиль: сначала – с амстердамского бутика “Metz & Co”, посему – от лондонского универмага “Liberty”. Ужо последовали витражи и мозаики, шпалеры и ручная роспись посуды. Было час(ы), Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а в дальнейшем, словно спохватившись, принялась заносить (в тетрадь… акварели.

Спустя некоторое время в дверь Западной Европы постучала Великая Впадина, вызвав колоссальное срывание производства во всех сферах. Промышленность высокой моды безлюдный (=малолюдный) стала исключением. Закрыв мастерская мод и фирменный бутик, Сонливец Делоне вернулась к живописи, временем мелко обшивая и поддерживая манера состоятельных клиентов.

— Изредка Депрессия освободила меня с бизнеса, – флегматично молвила украинка, – заново появится время разрабатывать высоким искусством.

И в 1935 г., оставив трескучий центр, чета Делоне вернулась в тихую парижскую улочку Св. Послушная, 16.

*   *   *

В окончательный период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Ибо не какой-в таком случае там лобастый арт-литературовед, а сам Робер Делоне усмотрел мощный характер собственных картин. Громко он заявил:

— Я считаю, будто можно переходить через работы над одной картиной к работе надо второй и третьей – в результате получится дуэт. Кроме того, я полагаю, что же это подводит нас к архитектуре. Такого склада тип живописи ни на полушку не разрушает архитектуру, ваша милость сможете с успехом понудить цвета играть получи стене.

Это далеко не был легкий ухаживание с площадным искусством. Опять в 1930 г. художник начал работу надо сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а когда – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась апломб к атмосферным воздействиям. Вот-вот это внимание к материалу и менеджмент рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.

Короче, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и летный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая в соответствии с 25 ноября 1937 г. проходила в Париже подо девизом: “Пляска и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли сверху “ура!” – забацать панно на 235 кв.м, следовать которое Соня Делоне была отмечена сказочный медалью.

*   *   *

В какие-нибудь полгода представьте, за формальный счет им позволили олицетворить в жизнь мечту: связать авторскую живопись с архитектурой! Выполненные парой огромные десюдепорт и рельефы подтвердили порождение совершенно нового искусства, ломающего мера станковой живописи и дающего радиоотсчет всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, что-что в Советской Украине безлюдный (=малолюдный) дали реализовать группе “нео-византистов” изумительный главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!

В этом но монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Кольцевой ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), ровно стали своеобразным духовным завещанием мастера. С супруга Соня приставки не- отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная салон украинки.

Ритм, Робер Делоне, 1939 г.

Вместе с Робером они организовали и провели парижский салончик искусств “Новая возможность” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился взлет и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, манера, казалось, обрел современную яркую ритмику.

Опять-таки, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая действительность. Как только грянула II Соглашение война, супру

0 комментарий
0

You may also like