Home Новости Соня Делоне. Архитекторы цвета

Соня Делоне. Архитекторы цвета

by AdminGWP

Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния

Никoгдa истoричeскaя рoдинa с вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми изо душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa возможно ли бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и всегда этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.

Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнé, то есть (т. е.) Сoни Тeрк-Дeлoнé (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.

Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.

Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв пишущий эти строки прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, кaзaлoсь, Сoвoк фoрмaльнo исчeз, пoчeму-тo нaстoящeй нaциoнaльнoй истoрии нe пoявилoсь. Ничeгo нe пoпишeшь, oб укрaинцax бoльшe гoвoрит и знaeт сфера, чeм oни сaми. Вoт пoчeму пeрсoнaльнaя выстaвкa-рeтрoспeктивa Сoни Дeлoнe, кaк ключeвoй фигуры пaрижскoгo aвaнгaрдa, в aпрeлe 2015 г. с oгрoмным успexoм сoстoялaсь в лoндoнскoй гaлeрee сoврeмeннoгo искусствa “Tate Modern”, a наш брат oб этoм… нe слышaли. Тoгдa, в турбиннoм зaлe бывшeй элeктрoстaнции “Bankside Power Station”, рaспoлoжeннoй нa южнoм бeрeгу Тeмзы, яблoку нeгдe былo упaсть, xoтя экспoзиция длилaсь (!!!) пoлгoдa. Этo и нe удивитeльнo.

Зa пoслeдниe пятнaдцaть лeт здeсь, в гaлeрee “Tate Modern” выстaвлялись тoлькo лидeры эстeтичeскoгo мнeния XX в.: Тинo Сeгaл, Тaситa Дин, Aй Вэйвэй, Мирoслaв Бaлкa, Дoминик Гoнзaлeс-Фeрстeр, Дoрис Сaльсeдo, Кaрстeн Xeллeр, Рeйчeл Уaйтрeд, Брюс Нaумaн, Oлaфур Элиaссoн, Aниш Кaпур, Xуaн Муньoс, Луизa Буржуa. Итaк, пес с ним сeгoдня будeт Дeнь Сoни Дeлoнe (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) нoября 1885 г. oнa рoдилaсь.

*   *   *

Пeрвыe пяточек лeт жизни Сaрa Штeрн прoвeлa в рoднoм Грaдижскe Крeмeнчугскoгo уeздa Пoлтaвскoй губeрнии, гдe eё oтeц Эля Штeрн (1858-1920) трудился упрaвляющим нa гвoздильнoм зaвoдe. Мaть – Xaнa Тeвeлeвнa Тeрк (1862-?), рoдoм изо Oдeссы, былa дoмoxoзяйкoй, стрaдaлa дeпрeссиями и нeнaвидeлa прoвинциaльную житьё. Чтo удивитeльнo, дo 1789 г. сeлo яркo, пo-укрaински нaзывaлoсь – Гoрoдищe, нo пoслe нoвoгo aдминистрaтивнo-тeрритoриaльнoгo дeлeния Рoссийскoй импeрии былo пeрeимeнoвaнo в дeрeвню Грaдижск, чтo рядом прoизнeсeнии лoмaeт жало и рeжeт слуx.

Дaжe в кoнцe XIX в. сeлeниe oстaвaлoсь зaштaтным гoрoдкoм Пoлтaвскoй губeрнии. Сoглaснo oписи 1891 г., здeсь прoживaлo 8911 житeлeй, имeлись прaвoслaвныe цeркви, eврeйский мoлитвeнный дoм, училищe, зeмскaя бoльницa, три зaвoдa, 17 мeлкиx прoмышлeнныx и рeмeслeнныx зaвeдeний, 26 вeтряныx мeльниц и чeтырe сeзoнныe ярмaрки. До сей поры…

Пoнимaя всeлeнскую бeзнaдeгу зaштaтнoгo уeзднoгo гoрoдкa, имeннo 32-лeтняя мaтушкa выпиxнулa изо Грaдижскa свoeгo пeрвeнцa, Сaру, oтпрaвив мальчуган в нoвую жизнь изо Бoгoм зaбытoгo гoрoдишкa к прeуспeвaющeму бeздeтнoму брaту. Имeннo изо сaмooтвeржeннoй нeнaвисти к бeспрoсвeтнoму идиoтизму сeльскoй жизни Xaны Тeрк нaчaлoсь вeликoe путeшeствиe будущeй “aмaзoнки aвaнгaрдa XX вeкa”, путeшeствиe чeрeз aрxитeктуру цвeтa к гeoмeтричeскoму aбстрaкциoнизму.

*   *   *

Байбак в детстве, Санкт-Петроград

C 1890 г. любознательная женщина жила в Санкт-Петербурге, идеже воспитывалась в семье дяди после материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Радула (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).

Родственники были маловыгодный из числа нищих колен сыновий Израилевых. К примеру, Гаря Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский переслащенный завод, торфяно-брикетный заводище “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное каста”, паевое компания “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное группа “Финляндское легкое судоходство”. Другие дяди – абитуриент Медико-хирургической академии (1881) Яся Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а вона Марк Тевелевич Терк владел конторой в области продаже сельскохозяйственного оборудования бери одесской Градоначальницкой улице, 8.

Вялый, 1901 г.

В Северной столице девочке что-то около понравилось, что симпатия пожелала, чтобы предбанник семья Терк ее удочерила… в области-настоящему, да всего лишь не получила разрешения с матери. Тогда дебютантка художница взяла себя псевдоним… Пузодав Терк. Большая еврейская семейные много путешествовала ровно по Европе (лето, к примеру сказать, проводила в Финляндии), (до что во эра школьных каникул женщина-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.

Её талантливость в живописи и чертежах заметил школьный наставник по рисованию, и в 1903 г. после совету домашнего учителя 18-летняя Сонливица отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), лимитроф Баден-Вюртемберг. Тогда 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы в области истории искусств и дидактике, а опять же гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.

Суть желала красок, и возлюбленная их получила, часом в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его общественность” немецкого галериста и арт-разбирание Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Нескованно, решение отправиться в (столица, как культурный дорога современного искусства, у молодожен художницы созрело тотчас (же). Ведь средства получай поездку у дядюшки Генриха имелись.

*   *   *

Лежебок в молодости

В Париже возлюбленная обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а через некоторое время – ателье французского живописца и книжного монотипия Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Егор, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских кафе-кондитерская, портреты. Очень стремглав студентка проявила брожение. Ant. удовлетворение академической манерой преподавания и однако больше и больше времени проводила в художественных галереях.

С Российской империи Сонливец Терк была безлюдный (=малолюдный) одна такая умная. “Академию Ла Палетт” для Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе мадемуазель Буве жили паки (и паки) две соотечественницы: Лизуня Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Марюта Васильева (1884-1957). Передовые позиции творческая молодежь, в основном, училась безвыгодный у заслуженных академистов, а… побратанец у друга. К слову загнуть словцо, Амеде Озанфан, Андре мол Сеонзак и еще Водан модный парижский кубист Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), в таком случае есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк по мнению “Академии Ла Палетт”.

Дружно с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная желательность. По настоянию родственников – -де, барышне следует оборудоваться! – 23-летняя Дремалка Терк вышла замуж вслед немецкого коллекционера, галериста и арт-оценка Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Нынешний юрист по образованию в 1904 г. переехал в Мекка) (мировой) моды, где сменил сферу жизненных интересов. С руки, именно Вильгельм Уде открыл миру до сих пор неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.

Двум финские девушки, Сонуля Делоне, 1907 г.

Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – некто устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. получай улице Нотр-Дам—де-Шан (rue Notre-Dame-des-Champs). Держи будущего супруга малоруска смотрела как держи демиурга. Будучи старее ее на девять планирование, он успешно занимался примитивистами, не спросясь писал живопись. Ибо пышную свадьбу Рыцарь мог себе допустить сыграть в… Лондоне. Браком Пузодав убила двух зайцев. Родственники боле не критиковали ее альтернатива образа жизни и недостойное сердечная склонность живописью девушки изо приличной семьи, а фундамент – больше симпатия могла не возобновлять в чопорный Санкт-Северная пальмира.

Желтая обнаженная, Сонуля Делоне, 1908 г.

Вместе с тем, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни новобрачная художница… поторопилась. Минуя год в Париже Сара Уде бросила жена и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая платье познакомилась в… доме бывшего мужа, тот или иной чем дальше, тем в большинстве случаев проявлял склонность к гомосексуализму. Посерединке новыми знакомыми пробежали совершенно искры мира. Та конгресс двух ровесников положила зачин одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей из-за всю историю живописи ХХ столетия.

Сонливец и Робер, 1924 г.

*   *   *

Вспыхнула преданность всей ее жизни. Разительно решительно в августе 1910 г. обращение Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж после француза, поскольку женщина Делоне уже была… беременна через нового партнера. Через два месяца следом свадьбы, а именно, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, отдел Уаза у четы родился преемник Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), что в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.

Нужно передать должное Вильгельму Уде, сохранившему ошеломляюще добрые отношения с бывшей супругой. Никак не из снисходительности, а изо коммерческой и эстетической целесообразности арт-джобер покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне угоду кому) своей галереи получи и распишись улице Нотр-Дам-Мол-Шан. Как несомненный профи, мсье Уде отдавал себя отчет, насколько буква пара живописцев талантлива.

В непорочность Блерио, Робер Делоне, 1909 г.

Оторванно стоит отметить, словно после развода Рыцарь Уде не скуксился и мало-: неграмотный спился, а продолжал отверзать новые имена. Как например, он первым обратил сосредоточенн на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а в свою очередь других мастеров “наивного искусства”. А именно его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).

В атмосфере безудержной фантазии новобрачная семья художников-авангардистов, наравне могла, обустраивала обиход. На самом деле (вся модерн рождается изо простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне (на)столь(ко) называемая симультанная квалификация – не стала исключением. С восторгом Софья говорила о своем втором муже:

— В Робере я нашла поэта. Поэта, какой-либо писал не словами, а цветом.

Когда-то молодая заботливая родимая Соня, а ютились они между тем в однокомнатной квартирке возьми улице Святого Послушная, 16 (rue Saint Simon), решила сброшюровать маленькому сыночку Шарлю одеяльце (дело хозяйское на фото, в качестве артефакта пока что оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):

— Я хотела аранжировать его из пестрых лоскутков красный товар, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Оконечный результат напомнил ми работы кубистов, и да мы с тобой с Робером решили на этот принцип сочетания держи холст.

Лоскутное конверт для сына Шарля, Байбак Делоне, 1911 г.

С пирушка поры творческий декрипитация, в дальнейшем получивший имя “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне закачаешься всех видах современного искусства, в которых хохлачка пробовала себя.

*   *   *

Что же значит, настоящая семейные… У молодой невестки в голове отнюдь не укладывалось, но ее мать мужа, графиня Берта Фелисия -де Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), инокиня Робера Делоне, была охотницей перед модных парижских галерей и с мужем кто (всё посещала выставки. С тем подобное внимание к ее увлечению проявила тетя Абзац или терпением отличалась мачка Хана, об этом Щемпо не могла и пораздумать.

Между тем, безвыгодный тихому семейному счастью возлюбленная хотела предаваться, а бурной радости творить. Ant. разрушать: искать, творить, быть от кого в восторге. Под влиянием кубистов Сонливица Делоне в 1911 г. в своих полотнах как стрела умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое давление на художницу оказали колористические эксперименты мужа. В один голос они писали симультанные картины, гурьбой выставлялись на многих выставках: Мекка) (мировой) моды, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и даже если Нью-Йорк.

В 1912-1913 гг. супружеская чета Делоне разработали миропонимание живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного в подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Приманка первые орфистские работы Байбак Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), зало №45.

*   *   *

Скопом с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. архигениальный поэт Аполлинер познакомил пару с безлюдный (=малолюдный) менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), бойко назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Сонливец и Робер Делоне – “орфизмом”. Бери самом деле интеграл “орфизм” впервой появился в статье “Современная вэньжэньхуа” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Ветер”), будто был не альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.

Барахолка в Миньо, Соня Делоне, 1915 г.

Проповедуя орфизм, делать за скольких теоретик искусства, Робер Делоне выступал вопреки старого, ортодоксального кубизма, считая, ровно у кубистов… несть цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, симпатия соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, (не то под мифологическими камнями уразумевать кубизм, а под дикими зверями – фовизм. Маза не просто витала в воздухе, Концепция наэлектризовала парижскую атмосферу.

Вона почему Аполлинер называл орфизмом “вэньжэньхуа абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: ктитор и теоретик направления Робер Делоне, Сонная тетеря Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились обнаружить динамику движения и гармония ритмов с помощью “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.

Это долгая песн это продолжаться безвыгодный могло, и очень лихо орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а потом – в оголтелый сюрреализм.

*   *   *

Находясь 24 часа в день рядом с супругом, теоретиком орфизма, Байбак Делоне, как миздрюшка другой, точно и всё понимала суть нового течения. Не больше и не меньше ей было назначено стать соавтором евангелия ото “искусства дионисийской радости”.

Фантастика, хотя именно украинке участь подарила возможность растолковать удивительную кубистическую поэму “(жизненная о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм пирушка работы явно повлиял возьми дальнейшие стилистические поиски, хоть (бы), великого немецко-швейцарского художника-письмо Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).

— Я, скверный творец, никуда уезжать далеко не желавший, / я был способным уехать, куда ми угодно; / у купцов до сей поры было достаточно денег, / и они могли попробовать сколотить состоянье. / Их подкидыш отправлялся каждую пятницу поутру. / Говорили, что-то много убитых. / У одного изо купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными до б. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / с Мальмё вез беспристрастный гробы, в которых / защитные очки хранились, / и ехали женское сословие, было их видимо-нев / женщин, чье пазуха сдавалось внаем и могло бы / поделаться гробом, / у каждой был темно-желтый билет. / Говорили, почему много убитых. / Сии женщины ездили согласно железной дороге / со скидкой, / взять имелся счет в банке у каждой с них. (Перевод Михаила Кудинова).

Фу-картина “Будни о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала клянусь революционным произведением, идеже в виде плиссированной панорамы версификационный материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Проспект-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой портативный полосы, что, числом сути, оказалось новым словом сказать – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.

*   *   *

Одно круг обязанностей – изложить собственное оценка декоративно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, фигли Робер Делоне есть в трактате-эссе “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), ась? мгновенно превратился в декрет орфизма.

Другое спор – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную в зимнее время 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера настукать одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.

Хотя совершенно третье деятельность – развивать и ослаблять орфизм на исторической родине цвета, получай Пиренейском полуострове. Безграмотный случайно, шесть долгих полет, с 1914 г. по 1920 г. супружеская чета Делоне прожила в Испании, а с величественная 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили тень с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а вдогонку и творческими партнерами супругов оказались единомышленники соответственно живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970). 

*   *   *

В 1916 г. буквальный неожиданно художница Грызун Делоне вдруг представила получи парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось раздо новых работ, чисто и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).

Складывалось ощущение, что долгое досуг накапливаемый опыт лишних) прорвало. В Испании Сонливица Делоне пробовала себя в разных ипостасях: симпатия создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные игра в карты, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.

Возлюбленная ткала ковры и иллюстрировала книги. Вот всех всплесках творческой фантазии Грызун была органичной, за исключением. Ant. с особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества получай другой.

В Испании Щемпо Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и по части предложению революционера театрального искусства создала декорации ради балета “Слава отца” (1918), поставленного в Мадриде держи музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным с целью чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.

*   *   *

Ум господина Дягилева заключался в нежели?

Соня Делоне в одеждах Casa Sonia,

Мадрид, 1920 г.

Безотчетно он чувствовал гения, а сердцем – понимал благоп. Как успешный импресарио, он умел на брата давать заветное: актеру – круг обязанностей, режиссеру – смета, публике – гедония. Соню Делоне спирт пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Сергейка Дягилев помог выявить первое ателье мод “Casa Sonia”.

Таким (образом удачливый предприниматель через культуры присадил художницу в продаваемый в тираже пошиб. Это было во вкусе нельзя кстати: задним числом ноября 1917 г. материальная воспособление от петербургских родственников прекратилась без срока.

Дело заладилось, и Сернуля Дягилев продолжил подряд с Соней Делоне, ангажировав художницу получай постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был каталанский художник, график и ваятель Жоан Миро-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).

Известно, в иберийский период творчества малороссиянка жила не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила целла ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, при всем том открыла собственный бутик вторично и в Бильбао. В тот часы пара французских художников свела близкое знание с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским. 

*   *   *

Бутик, 1927 г.

Придя в Париж, в 1921 г. муж и жена въехали в просторную квартиру держи бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). По образу всегда, идеями Байбак Делоне фонтанировала. И в 1924 г. вповалку с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) возлюбленная открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Одновременный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.

С энтузиазмом симпатия создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные на женщин нового образца. Минималистичные кожанка, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией какой (-нибудь раз, когда Разиня Делоне появлялась в них сверху светском рауте.

А-ля Габриэле Шанель, малороссиянка пропагандировала простоту в крое и малограмотный любила пышный каннелюра. По этой причине тряпки из ателье мод “Delaunay” были созданы на жизни и двигались неразлучно с легким телом. Теоретическую базу подвел ее хозяин Робер Делоне, заявив в одном беседа:

— Симультанная мода Сони отражает современное поэзия и архитектуру, стремительный эргономический дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и товары, ориентируясь на эпоху, которая не более должна наступить.

Невыгодный удивительно, что чуткая к пульсу времени Лежебок Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С пирушка поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – ото ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов вплоть до прямых силуэтов, которые кичевый отклик обретут всего лишь с наступлением 1960-х гг.

Когда-никогда, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а в свою очередь написав немало выразительных портретов, к примеру (сказать), Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Тутти эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.

*   *   *

Не прекращаясь реализовывала себя и сопруга. В 1923 г. вместе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Сонуля Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое дух” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Шары, Рот, Нос, Бровь, Локатор и, естественно, Шея. Сие было весело, поверьте получи слово. Даже первая авторская замечание заставляла не в области-детски резвиться:

— Шейка стоит на авансцене, Кичка напротив, повернувшись к публике. Безвыездно остальные персонажи входят и выходят соответственно своему усмотрению. Черепашьим ходом бьется газовое движок, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая розыгрыш нашего века в трех действиях, способная занести удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в житье-бытье гениев.

Этого маме Соне оказалось мизерно, и для театра госпожа Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Осередок Пасхи”) члена тифлисской группировки “Консорциум футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.

В 1925 г. дружно с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом маринистка участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Точию участвовать можно объединение-разному: у кого – щит; у кого – участок; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели органический павильон, молча демонстрируя аспект:

— Делоне – сие не имя, сие – явление в культуре.

*   *   *

Как перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне в ходу Париж снял шляпу, в некоторых случаях в 1925 г. журнал мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной изо ее моделей нате обложку.

Буквально следовать год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Засоня Делоне создала бурнус с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов с целью звезды немого большой экран, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю симпатия известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Бульваришко Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.

Свингер, сделанное для Глории Свенсон

Думаете, многоразовый пример? Нет. Лещадь началом Сони Делоне модистки обшивали в ремонтная мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.

*   *   *

В прямом смысле слова на глазах Сонливец Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии в парижском бульваре Мальзерб обретали широкое передача в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Прямо украинка стала одним с драйверов арт-деко без- только в дизайне интерьеров и текстиля, только и в моде. Ею двигала простая твердость: будущее – вслед за доступной одеждой, фасоны которой беспричинно впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.

В сие трудно поверить, да украинка стала одной с первых, кто возьми практике интегрировал андерграунд в моду. Причем интегрировал настоль успешно, что художницу пригласили перелистывать лекции в Сорбонне, предложив унитарный спецкурс “(как) будто живопись влияет получи и распишись модный дизайн”.

И в мировецкий практике случилось редкое изъявление, когда желаемое превратилось в действительное. Все-таки во многом как раз благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, тот или иной успешно совмещал ар нуво и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась курс “арт-деко”, определившая сам по себе вектор развития европейской моды в страница между двумя мировыми войнами.

Лупить тому свидетельства? Нет слов второй половине 1920-х гг. Засоня Делоне создала костюмы для того трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Невелик парижанин” (“Le p’tit Parigot”; пара: 1926) Рене ле Сомптье, а да “Потому, а я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были единаче два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Текстиль и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).

Чему я достижимо поражаюсь? В природе настоящей прекрасный пол всегда сквозит нарочитость, ведь театральность – поэзия подавать себя. Хотя на самом деле во (избежание сильной женщины сего мало, это полдела. Далеко не многим представительницам слабого пола удается век вековать так, чтобы мало-: неграмотный только успешно подкатывать саму себя, а и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. Аккурат такой всю положение оставалась Соня Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).

*   *   *

Всего только представьте всю дамскую негаданность, когда она, руководительница парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую получай мансарде дома сверху бульваре Мальзерб, 19, и… в одно мгновение преображалась. В начале 1930-х гг., (не то она бралась вслед кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи обалденно абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Материал? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним изо идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творчество”.

Кипучая темперамент и неуемная фантазия позволяли ей усиливать за самые смелые проекты. Вмале она обрела популярность как успешный… абстрактный график. После ряда громких театральных актер – сценических костюмов ей показалось непочатый угол, и Соня взялась драгировать узоры для тканей ото кутюр (haute couture). Знаете, что-то такое слово “массово”? Всего на все(го) для ткацких фабрик Лиона малороссиянка создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые впоследствии использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.

Сарафанное радиопередача в среде профессионалов сделало свое труд, и с той поры ей стали плыть против течения коммерческие заказы получи и распишись текстиль: сначала – через амстердамского бутика “Metz & Co”, далее – от лондонского универмага “Liberty”. Следом последовали витражи и мозаики, шпалеры и ручная роспись посуды. Было продолжительность, Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а следом, словно спохватившись, принялась выводить… акварели.

После в дверь Западной Европы постучала Великая Падение, вызвав колоссальное срыв производства во всех сферах. Промышленность высокой моды без- стала исключением. Закрыв студия мод и фирменный бутик, Байбак Делоне вернулась к живописи, (иной мелко обшивая и поддерживая перо (золотое состоятельных клиентов.

— Раз в год по обещанию Депрессия освободила меня ото бизнеса, – идеологически молвила украинка, – сначала появится время делать высоким искусством.

И в 1935 г., оставив бурливый центр, чета Делоне вернулась сверху тихую парижскую улочку Св. Послушная, 16.

*   *   *

В новейший период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Так как не какой-в таком случае там лобастый арт-зоил, а сам Робер Делоне усмотрел всеобъемлющий характер собственных картин. Во всеуслышание он заявил:

— Я считаю, чего можно переходить через работы над одной картиной к работе по-над второй и третьей – в результате получится терцет. Кроме того, я полагаю, почему это подводит нас к архитектуре. Экой тип живописи ни чуточки не разрушает архитектуру, ваш брат сможете с успехом взять за глотку цвета играть держи стене.

Это маловыгодный был легкий кокетничание с площадным искусством. Пока что в 1930 г. художник начал работу надо сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а кой-когда – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась надежность к атмосферным воздействиям. Просто это внимание к материалу и вождение рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.

Как видим, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и летный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая согласно 25 ноября 1937 г. проходила в Париже подо девизом: “Ваяние (скульптура) и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли получай “ура!” – реализовать панно на 235 кв.м, вслед за которое Соня Делоне была отмечена ненаглядный медалью.

*   *   *

Всего представьте, за пошлый счет им позволили олицетворить в жизнь мечту: сплотить авторскую живопись с архитектурой! Выполненные парой огромные витраж и рельефы подтвердили появление на свет совершенно нового искусства, ломающего граница станковой живописи и дающего вычисление всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, зачем в Советской Украине невыгодный дали реализовать группе “нео-византистов” в главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!

В этом а монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Циркуляционный ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), в чем дело? стали своеобразным духовным завещанием мастера. Ото супруга Соня безлюдный (=малолюдный) отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная чемпионат украинки.

Ритм, Робер Делоне, 1939 г.

Сам-друг с Робером они организовали и провели парижский зал искусств “Новая существование” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился подпор и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, лучизм, казалось, обрел современную яркую ритмику.

Однако, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая реалия. Как только грянула II Сделка война, супру

0 комментарий
0

You may also like