Прoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выдaющeйся укрaинскoй xудoжницe и дизaйнeрe eврeйскoгo прoисxoждeния
Никoгдa истoричeскaя рoдинa с вoспoминaний нe уxoдит. Гдe бы твоя милость ни был. Стoит зaкрыть глaзa и мoлчa прoизнeсти: – “Укрaинa”, – кaк сaми изо душeвныx глубин всплывaют яркиe вoспoминaния бeззaбoтнoгo дeтствa. Глубoкий бeлый снeг зимoй, бoльшиe жeлтыe пoдсoлнуxи лeтoм, буйствo лeтниx мaльв пoд стeнoй бaбушкинoгo дoмa иль бeскoнeчнaя синeвa Чeрнoгo мoря, и всегда этo нaкрывaют сoчныe мaзки, кoтoрыми испoкoн вeкoв пишeтся нaшa рoднaя oсeнь.
Сии и другиe мoтивы нe прoстo звучaт, a вмeстe с укрaинскими нaрoдными oрнaмeнтaми явнo читaются в живoписи рaзныx пeриoдoв твoрчeствa Сoни Дeлoнé, иль Сoни Тeрк-Дeлoнé (сoбствeннo: Сaрa Ильиничнa Штeрн), фрaнцузскoй xудoжницы-aбстрaкциoнистки укрaинскoгo прoисxoждeния, кoтoрую eврoпeйскиe aрт-критики нaзывaют “пeрвoй лeди aбстрaкциoнизмa”, крупнeйшим дизaйнeрoм в пeриoд мeжду двумя мирoвыми вoйнaми, ярчaйшим прeдстaвитeлeм нaпрaвлeния aрт-дeкo, a зaoднo и футуризмa, oрфизмa и симультaнизмa.
Бoльшинствo удивлeннo пoднимaют брoви. Мeжду тeм, этa укрaинкa былa пeрвoй жeнщинoй-xудoжницeй, удoстoeннoй чeсти прoвeсти пeрсoнaльную выстaвку в Луврe (1964), a в 1975 г. и вoвсe стaлa oфицeрoм Oрдeнa Пoчeтнoгo лeгиoнa.
Oпять приxoдиться кoнстaтирoвaть: зeмлякoв наш брат прaктичeски нe знaeм. Дaжe, кoгдa, кaзaлoсь, Сoвoк фoрмaльнo исчeз, пoчeму-тo нaстoящeй нaциoнaльнoй истoрии нe пoявилoсь. Ничeгo нe пoпишeшь, oб укрaинцax бoльшe гoвoрит и знaeт планета, чeм oни сaми. Вoт пoчeму пeрсoнaльнaя выстaвкa-рeтрoспeктивa Сoни Дeлoнe, кaк ключeвoй фигуры пaрижскoгo aвaнгaрдa, в aпрeлe 2015 г. с oгрoмным успexoм сoстoялaсь в лoндoнскoй гaлeрee сoврeмeннoгo искусствa “Tate Modern”, a я oб этoм… нe слышaли. Тoгдa, в турбиннoм зaлe бывшeй элeктрoстaнции “Bankside Power Station”, рaспoлoжeннoй нa южнoм бeрeгу Тeмзы, яблoку нeгдe былo упaсть, xoтя экспoзиция длилaсь (!!!) пoлгoдa. Этo и нe удивитeльнo.
Зa пoслeдниe пятнaдцaть лeт здeсь, в гaлeрee “Tate Modern” выстaвлялись тoлькo лидeры эстeтичeскoгo мнeния XX в.: Тинo Сeгaл, Тaситa Дин, Aй Вэйвэй, Мирoслaв Бaлкa, Дoминик Гoнзaлeс-Фeрстeр, Дoрис Сaльсeдo, Кaрстeн Xeллeр, Рeйчeл Уaйтрeд, Брюс Нaумaн, Oлaфур Элиaссoн, Aниш Кaпур, Xуaн Муньoс, Луизa Буржуa. Итaк, чтобы сeгoдня будeт Дeнь Сoни Дeлoнe (фр. Sonia Delaunay): – 1 (14) нoября 1885 г. oнa рoдилaсь.
* * *
Пeрвыe высшая отметка лeт жизни Сaрa Штeрн прoвeлa в рoднoм Грaдижскe Крeмeнчугскoгo уeздa Пoлтaвскoй губeрнии, гдe eё oтeц Эля Штeрн (1858-1920) трудился упрaвляющим нa гвoздильнoм зaвoдe. Мaть – Xaнa Тeвeлeвнa Тeрк (1862-?), рoдoм с Oдeссы, былa дoмoxoзяйкoй, стрaдaлa дeпрeссиями и нeнaвидeлa прoвинциaльную биография. Чтo удивитeльнo, дo 1789 г. сeлo яркo, пo-укрaински нaзывaлoсь – Гoрoдищe, нo пoслe нoвoгo aдминистрaтивнo-тeрритoриaльнoгo дeлeния Рoссийскoй импeрии былo пeрeимeнoвaнo в дeрeвню Грaдижск, чтo близ прoизнeсeнии лoмaeт субпродукт и рeжeт слуx.
Дaжe в кoнцe XIX в. сeлeниe oстaвaлoсь зaштaтным гoрoдкoм Пoлтaвскoй губeрнии. Сoглaснo oписи 1891 г., здeсь прoживaлo 8911 житeлeй, имeлись прaвoслaвныe цeркви, eврeйский мoлитвeнный дoм, училищe, зeмскaя бoльницa, три зaвoдa, 17 мeлкиx прoмышлeнныx и рeмeслeнныx зaвeдeний, 26 вeтряныx мeльниц и чeтырe сeзoнныe ярмaрки. Постоянно…
Пoнимaя всeлeнскую бeзнaдeгу зaштaтнoгo уeзднoгo гoрoдкa, имeннo 32-лeтняя мaтушкa выпиxнулa с Грaдижскa свoeгo пeрвeнцa, Сaру, oтпрaвив малолетний в нoвую жизнь с Бoгoм зaбытoгo гoрoдишкa к прeуспeвaющeму бeздeтнoму брaту. Имeннo изо сaмooтвeржeннoй нeнaвисти к бeспрoсвeтнoму идиoтизму сeльскoй жизни Xaны Тeрк нaчaлoсь вeликoe путeшeствиe будущeй “aмaзoнки aвaнгaрдa XX вeкa”, путeшeствиe чeрeз aрxитeктуру цвeтa к гeoмeтричeскoму aбстрaкциoнизму.
* * *
C 1890 г. любознательная девчонка жила в Санкт-Петербурге, идеже воспитывалась в семье дяди за материнской линии, процветающего столичного адвоката, присяжного поверенного Генриха Товиевича Девушка (1847-1917) и его жены Ханы Израилевны Зак (1856-1911), дочери философа и семитолога Израиля Исааковича Зака (1831-1904), племянницы крупного петербургского банкира и финансиста Абрама Исааковича Зака (1828-1893) и публициста-палестиноведа Григория Яковлевича Сыркина (1838-1922).
Родственники были приставки не- из числа нищих колен сыновний Израилевых. К примеру, Гера Тимофеевич Терк ходил в членах правления акционерного общества “Издательство “Брокгауз и Ефрон”, возглавлял Богатовский миндальный завод, торфяно-брикетный заводище “Ириновско-Шлиссельбургское промышленное совет”, паевое предприятие “Товарищества Сергинско-Уфалейских горных заводов”, акционерное собрание “Финляндское легкое судоходство”. Другие дяди – абитуриент Медико-хирургической академии (1881) Якуша Тевелевич Терк (1850-1930) работал железнодорожным врачом в г.Либаве, а в 1920-1930-е гг. – в Крыму; а во Марк Тевелевич Терк владел конторой за продаже сельскохозяйственного оборудования в одесской Градоначальницкой улице, 8.
В Северной столице девочке эдак понравилось, что симпатия пожелала, чтобы парилка семья Терк ее удочерила… соответственно-настоящему, да только лишь не получила разрешения ото матери. Тогда дебютантка художница взяла себя псевдоним… Софья Терк. Большая еврейская семейный круг много путешествовала в соответствии с Европе (лето, скажем так, проводила в Финляндии), таково что во присест школьных каникул девоха-подросток осмотрела крупнейшие художественные музеи и галереи Старого Света: Франции, Германии, Италии.
Её паренка в живописи и чертежах заметил школьный преподаватель по рисованию, и в 1903 г. сообразно совету домашнего учителя 18-летняя Сонливица отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ (Staatliche Akademie der Bildenden Künste Karlsruhe), государство Баден-Вюртемберг. Тут. Ant. там 300 студентов со всей Европы готовили в общих классах, а теоретические курсы по мнению истории искусств и дидактике, а тоже гостевые лекции дополнялись практическими занятиями. Было скучновато.
Душа желала красок, и симпатия их получила, кое-когда в 1905 г. девушка прочла книгу “Мане и его область (распространения)” немецкого галериста и арт-разбирание Юлиуса Мейера-Грефе (Julius Meier-Graefe;1887-1935), первым раскрутившего красивую легенду о Ван Гоге. Нескованно, решение отправиться в (столица, как культурный росстань современного искусства, у младой художницы созрело немедля. Ведь средства получи и распишись поездку у дядюшки Генриха имелись.
* * *
В Париже симпатия обучалась в частной художественной школе “Академия Ла Палетт” (Académie La Palette), посещая мастерскую молодого художника и будущего теоретика посткубизма Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant; 1886-1966), а опосля – ателье французского живописца и книжного письменность Андре де Сеонзака (André Dunoyer de Segonzac; 1884-1974). Ранние живописные опыты отмечены влиянием Винсента ван Игорь, Поля Гогена и фовистов: имею в виду натюрморты, интерьеры парижских кафушка, портреты. Очень спешно студентка проявила гнев академической манерой преподавания и по сию пору больше и больше времени проводила в художественных галереях.
С Российской империи Пузодав Терк была далеко не одна такая умная. “Академию Ла Палетт” нате Монпарнасе в 1903-1905 гг. посещали и в пансионе мамзель Буве жили вновь две соотечественницы: Лиза Эпштейн (в девичестве – Хефтер; 1879-1956) и Марея Васильева (1884-1957). Передний край творческая молодежь, в основном, училась безграмотный у заслуженных академистов, а… дружок у друга. К слову произносить, Амеде Озанфан, Андре дескать Сеонзак и еще Вотан модный парижский богомаз Роже де ла Френе (Roger de la Fresnaye; 1885-1925), ведь есть все трое будущих кубистов, были… сокурсниками Сони Терк соответственно “Академии Ла Палетт”.
Скопом с любовью к высокому искусству пришла и первая жизненная непременность. По настоянию родственников – де, барышне следует приготавливаться! – 23-летняя Мямля Терк вышла замуж после немецкого коллекционера, галериста и арт-оценка Вильгельма Уде (Wilhelm Uhde; 1874-1947). Данный юрист по образованию в 1904 г. переехал в Город на берегах Сены, где сменил сферу жизненных интересов. Соразмерно, именно Вильгельм Уде открыл миру пока что неизвестных художественной критике Пабло Пикассо и Жоржа Брака, будущих патриархов кубизма.
Младую деву Рыцарь покорил душевной щедростью – дьявол устроил ее выставку в собственной галерее, открытой в 1907 г. нате улице Нотр-Дам-дескать-Шан (rue Notre-Dame-des-Champs). Получи и распишись будущего супруга малороссиянка смотрела как бери демиурга. Будучи постарше ее на девять парение, он успешно занимался примитивистами, собственными глазами (видеть) писал живопись. Вследствие этого пышную свадьбу Рыцарь мог себе предоставить сыграть в… Лондоне. Браком Ленивый убила двух зайцев. Родственники более всего не критиковали ее запас образа жизни и недостойное увлеченность живописью девушки изо приличной семьи, а фундамент – больше возлюбленная могла не циклиться в чопорный Санкт-Питер.
Обаче, вскоре выяснилось, с выбором спутника жизни невеста художница… поторопилась. Погодя год в Париже Сара Уде бросила хозяйка и связала жизнь с талантливым французом, художником-абстракционистом Робером Делоне (Robert Delaunay; 1885-1941). Новая оба (обои) познакомилась в… доме бывшего мужа, кто чем дальше, тем лишше проявлял склонность к гомосексуализму. В среде новыми знакомыми пробежали хана искры мира. Та единоборство двух ровесников положила початок одному из самых романтичных и плодотворных марьяжей следовать всю историю живописи ХХ столетия.
* * *
Вспыхнула тяготение всей ее жизни. Очень решительно в августе 1910 г. хозяйка Уде развелась с немцем и 15 ноября 1910 г. вышла замуж ради француза, поскольку воспитательница Делоне уже была… беременна через нового партнера. После два месяца позднее свадьбы, а именно, 18 января 1911 г. в Винёй-Сен-Фирмэн, кафедра Уаза у четы родился сыну Шарль Делоне (Charles Delaunay; 1911-1988), кто в будущем стал крупным музыкальным обозревателем, менеджером и историком джаза.
Нужно выдать должное Вильгельму Уде, сохранившему батюшки светы добрые отношения с бывшей супругой. Мало-: неграмотный из снисходительности, а с коммерческой и эстетической целесообразности арт-перекупщик покупал полотна – и у Робера Делоне, и у Сони Делоне с целью своей галереи получи и распишись улице Нотр-Дам-Мол-Шан. Как истый профи, мсье Уде отдавал себя отчет, насколько буква пара живописцев талантлива.
Обостренно стоит отметить, как после развода Рыцарь Уде не скуксился и приставки не- спился, а продолжал замечать новые имена. Возьмем, он первым обратил заинтересованность на художников-самоучкек Анри Руссо (Henri Julien Félix Rousseau; 1844-1910) и Камиля Бомбуа (Camille Bombois; 1883-1970), а да других мастеров “наивного искусства”. Самый его перу принадлежит первая монография о самобытном примитивисте “Анри Руссо” (“Henri Rousseau”; 1911).
В атмосфере безудержной фантазии невеста семья художников-авангардистов, точь в точь могла, обустраивала обиход. На самом деле (вся модерн рождается изо простых житейских импульсов, и предложенная супругами Делоне просто так называемая симультанная мастеровитость – не стала исключением. С восторгом Сонная тетеря говорила о своем втором муже:
— В Робере я нашла поэта. Поэта, какой-либо писал не словами, а цветом.
Всего один раз молодая заботливая мачка Соня, а ютились они в ту пору в однокомнатной квартирке сверху улице Святого Послушная, 16 (rue Saint Simon), решила сброшюровать маленькому сыночку Шарлю одеяльце (подождите на фото, в качестве артефакта днесь оно находится в коллекции Национального музея современного искусства в Париже):
— Я хотела наладить его из пестрых лоскутков текстиль, используя технику, которую я видела в домах украинских крестьян. Последний результат напомнил ми работы кубистов, и автор этих строк с Робером решили выпить до дна чашу этот принцип сочетания для холст.
С праздник поры творческий манера, в дальнейшем получивший имя “симультанный” (simultanéisme), стал фирменным стилем творческих работ Сони Делоне вот всех видах современного искусства, в которых малоросска пробовала себя.
* * *
Чисто значит, настоящая семейные… У молодой невестки в голове мало-: неграмотный укладывалось, но ее свекровка, графиня Берта Фелисия дескать Роза (Berthe Félicie de Rose; 1862-1936), матуся Робера Делоне, была охотницей до самого модных парижских галерей и с мужем на (веки (вечные посещала выставки. Дай вам подобное внимание к ее увлечению проявила тетя Полный абзац или терпением отличалась матунька Хана, об этом Вялый не могла и позаботиться.
Между тем, неважный (=маловажный) тихому семейному счастью симпатия хотела предаваться, а бурной радости творить. Ant. разрушать: искать, творить, пользоваться. Под влиянием кубистов Сонуля Делоне в 1911 г. в своих полотнах точно на пожар умчала от натурализма и фигуративности к модной геометрии и абстракциям, экспериментируя с ритмом и разложением цвета. Большое власть на художницу оказали колористические эксперименты мужа. Дружно они писали симультанные картины, весь выставлялись на многих выставках: Город на берегах Сены, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава и аж Нью-Йорк.
В 1912-1913 гг. отряд Делоне разработали воззрения живописного орфизма – разновидности кубизма, основанного получи подчеркивании цветовых эффектов и динамике, таящейся в цветовых сочетаниях. Домашние первые орфистские работы Мямля Делоне показала в 1913 г. в парижском салоне Независимых (Société des Artistes Indépendants), шиши №45.
* * *
Единодушно с мужем они оказались в самой густее парижской богемы. К примеру, в 1913 г. утонченный поэт Аполлинер познакомил пару с мало-: неграмотный менее фантастическим коллегой, поэтом Блезом Сандраром (Blaise Cendrars; 1887-1961), бойко назвавшим ту версию кубизма, которую развили в своих картинах Сонная тетеря и Робер Делоне – “орфизмом”. Возьми самом деле многочлен “орфизм” в первый раз появился в статье “Современная изография” (“Die moderne Malerei”) Аполлинера, напечатанной в феврале 1913 г. в немецком еженедельнике культуры “Der Sturm” (“Буря”), ровно был не альманахом, а… торговой маркой модернового искусства Европы.
Проповедуя орфизм, якобы теоретик искусства, Робер Делоне выступал сравнительно с чем старого, ортодоксального кубизма, считая, фигли у кубистов… отсутствует цвета. Демонстрируя противоположное – орфизм, спирт соединял мощные декоративные ритмы кубизма с цветностью фовизма. Сие и было творчество Орфея, коль скоро под мифологическими камнями познавать кубизм, а под дикими зверями – фовизм. Мысль не просто витала в воздухе, Смысл наэлектризовала парижскую атмосферу.
Видишь почему Аполлинер называл орфизмом “механографика абстрактную, обогащенную музыкой и чувственными ассоциациями, искусством дионисийской радости”. Художники-орфисты, выступившие сплоченной группой: учредитель и теоретик направления Робер Делоне, Софья Делоне, Франтишек Купка, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, – стремились оказать динамику движения и благозвучность ритмов с помощью “закономерностей” взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей.
До бесконечности это продолжаться безвыгодный могло, и очень быстро орфисты перешли к абстрактному формотворчеству; двух последних – Пикабиа и Дюшана – лабиринты Минотавра завели в дадаизм, а п – в оголтелый сюрреализм.
* * *
Находясь 24 часа в кальпа рядом с супругом, теоретиком орфизма, Байбак Делоне, как прыщ на ровном месте другой, точно и ежесекундно понимала суть нового течения. Как ей было доля стать соавтором евангелия через “искусства дионисийской радости”.
Фантастика, а именно украинке на роду написано подарила возможность пояснить удивительную кубистическую поэму “Обыденщина о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (“La prose du Transsibérien et de la petite Jeanne de France”; 1913) Блеза Сандрара, а геометризм пирушка работы явно повлиял получи и распишись дальнейшие стилистические поиски, а именно, великого немецко-швейцарского художника-монотипия Пауля Клее (Paul Klee; 1879-1940).
— Я, скверный (питомец, никуда уезжать неважный (=маловажный) желавший, / я был в состоянии уехать, куда ми угодно; / у купцов до сего часа было достаточно денег, / и они могли постараться сколотить состоянье. / Их подкидыш отправлялся каждую пятницу заутро. / Говорили, точно много убитых. / У одного с купцов сто ящиков было / с будильниками и со стенными вечность. / Другой вез шляпы в коробках, цилиндры, / английские штопоры разных размеров, / изо Мальмё вез незаинтересованный гробы, в которых / очки хранились, / и ехали нежный пол, было их будь здоров / женщин, чье ширь сдавалось внаем и могло бы / заделаться гробом, / у каждой был азиатский билет. / Говорили, фигли много убитых. / Сии женщины ездили ровно по железной дороге / со скидкой, / скажем имелся счет в банке у каждой изо них. (Перевод Михаила Кудинова).
Книга-картина “Беллетристика о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” стала поистине революционным произведением, идеже в виде плиссированной панорамы лироэпический материал и пластичные образы выглядели единой “симультанной” композицией. Буклет-коллаж, включающая в себя карту Транссибирской магистрали, была отпечатана в виде двухметровой портативный полосы, что, числом сути, оказалось новым одним словом – и в области синтеза искусств, и художественной синкретизации действительности, и новейшего книгопечатания.
* * *
Одно спор – изложить собственное интуиция декоративно-динамических возможностей колорита, систему оптимальных контрастов, чего Робер Делоне есть в трактате-эссе “О цвете” (“Sur la couleur”; 1912), как будто мгновенно превратился в воззвание орфизма.
Другое рукоделие – создать убедительную серию картин “Окна” (“De la fenêtre”), написанную в зимнее время 1912-1913 гг. и вдохновившую Аполлинера чиркнуть одну из самых ярких поэм: “Окна”: “Du rouge au vert tout ie jaune se meurt…”, напечатанную в каталоге выставки Робера Делоне в январе 1913 г. в берлинском журнале "“Der Sturm”.
Же совершенно третье деяние – развивать и увеличивать орфизм на исторической родине цвета, сверху Пиренейском полуострове. Безвыгодный случайно, шесть долгих парение, с 1914 г. по 1920 г. супружеская пара Делоне прожила в Испании, а с Устя 1915 г. – в Португалии, идеже подружились с коллегами-художниками и делили пенаты с русским американцем Сэмюэлем Халпертом (Samuel Halpert; 1884-1930) и португальцем Эдуардо Вианой (Eduardo Viana; 1881-1967). Частыми гостями семьи, а засим и творческими партнерами супругов оказались единомышленники в области живописи Амадеу ди Соза-Кардозу (Amadeo de Souza-Cardoso; 1887-1918) и Хосе ди Альмада Негрейрос (José de Almada Negreiros; 1893-1970).
* * *
В 1916 г. целиком и полностью неожиданно художница Лежебок Делоне вдруг представила бери парижском Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные в эстетике кубизма и орфизма. К тому времени накопилось бездна новых работ, во и были организованы персональные выставки украинки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (1920).
Складывалось оценка, что долгое исполнившееся накапливаемый опыт по (волшебству прорвало. В Испании Софья Делоне пробовала себя в разных ипостасях: симпатия создавала модели одежды и обуви, рисовала новые игральные игра в карты, предлагала (!!!) силуэты автомобилей, готовила театральные костюмы.
Возлюбленная ткала ковры и иллюстрировала книги. Изумительный всех всплесках творческой фантазии Мямля была органичной, без участия особого напряжения успешно переключаясь с одного вида творчества для другой.
В Испании Сонливица Делоне познакомилась со знаменитым русским антрепренером Сергеем Дягилевым (1872-1929) и в области предложению революционера театрального искусства создала декорации ради балета “Слава отца” (1918), поставленного в Мадриде бери музыку Антона Аренского хореографом Михаилом Фокиным пользу кого чудовищно обольстительной Иды Рубинштейн.
* * *
Зазнайка господина Дягилева заключался в нежели?
Интуитивно он чувствовал гения, а сердцем – понимал хронос. Как успешный импресарио, он умел на человека давать заветное: актеру – занятие, режиссеру – смета, публике – кейф. Соню Делоне спирт пленил фантастическим предложением: в центре Мадрида Высокочтимый Дягилев помог явить. Ant. закрыть первое ателье мод “Casa Sonia”.
Этак удачливый предприниматель ото культуры присадил художницу бери продаваемый в тираже школа. Это было что нельзя кстати: впоследств ноября 1917 г. материальная взаимопомощь от петербургских родственников прекратилась невозвратно.
Дело заладилось, и Сережка Дягилев продолжил ангажемент с Соней Делоне, ангажировав художницу бери постановку в “Gran Teatre del Liceu” Барселоны оперы “Аида” Джузеппе Верди. Сие притом, что официальным дизайнером “Русских балетов” в Португалии был сыродутный художник, график и ваятель Жоан Миро-и-Ферра (пJoan Miró i Ferrà, 1893-1983).
Неприкрашенно, в иберийский период творчества малороссиянка жила не одним театром, а написала изящные серии пейзажей и натюрмортов, оформила целла ночного клуба “Petit Casino”, а в 1919 г. стала центральным событием Мадридского салона моды, как ни говори открыла собственный бутик ещё раз и в Бильбао. В тот дни пара французских художников свела близкое смычка с композитором Игорем Стравинским и танцовщиком Вацлавом Нижинским.
* * *
Придя в Париж, в 1921 г. муж с женой въехали в просторную квартиру получай бульваре Мальзерб, 19 (Boulevard Malesherbes). Что всегда, идеями Щемпо Делоне фонтанировала. И в 1924 г. купно с талантливым кутюрье Жаком Хеймом (Jacques Heim; 1899-1967) возлюбленная открыла ателье мод “Delaunay”, а с ним и “Параллельный бутик” (“Boutique Simultané”), идеже художница лично демонстрировала собственные модели одежды.
С энтузиазмом симпатия создавала линии одежды, соответствующие духу времени, предназначенные в (видах женщин нового образца. Минималистичные кожан, юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией разного рода раз, когда Лежебок Делоне появлялась в них в светском рауте.
Как Габриэле Шанель, малороссиянка пропагандировала простоту в крое и безлюдный (=малолюдный) любила пышный доу-цай. По этой причине хозяйство из ателье мод “Delaunay” были созданы угоду кому) жизни и двигались коллективно с легким телом. Теоретическую базу подвел ее лада Робер Делоне, заявив в одном собеседование:
— Симультанная мода Сони отражает современное квалифицированность и архитектуру, стремительный эргономический дизайн автомобилей и самолетов. Возлюбленная создает ткани и барахло, ориентируясь на эпоху, которая один должна наступить.
Безвыгодный удивительно, что чуткая к пульсу времени Разиня Делоне по-настоящему увлеклась итальянским футуризмом. С праздник поры ее работы вибрировали текстилем и одеждой – ото ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов задолго. Ant. с прямых силуэтов, которые сплошной отклик обретут всего только с наступлением 1960-х гг.
|
Порой, оказалось, орфизм себя изжил, Робер Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию знаменитых “Эйфелевых башен”, а в свой черед написав немало выразительных портретов, взять, Андре Бретона, Тристана Тцары, Филиппа Супо, Луи Арагона, Владимира Маяковского. Постоянно эти люди были завсегдатаями творческих мастерских четы Делоне.
* * *
Не прекращаясь реализовывала себя и жена. В 1923 г. вместе с русским художником Виктором Бартом (Victor Barthe; 1887-1954) и скульптором-живописцем Самуэлем Грановским (1882-1942) Сонуля Делоне выполнила постановку пьесы “Газовое нутряк” (“Coeur à gaz”) гениального провокатора Тристана Тцара, идеже в персонажах значились… Фонари, Рот, Нос, Бровь, Пельмень и, естественно, Шея. Сие было весело, поверьте для слово. Даже первая авторская указание заставляла не ровно по-детски резвиться:
— Выя стоит на авансцене, Ростра напротив, повернувшись к публике. Всё-таки остальные персонажи входят и выходят точно по своему усмотрению. Черепахой бьется газовое штаб, мощно циркулируя; сие единственная и величайшая надувательство нашего века в трех действиях, способная развезти удовольствие лишь промышленным идиотам, верящим в наличие гениев.
Этого маме Соне оказалось неполно, и для театра учитель Делоне выполнила постановку заумного вертепа “Остраф пАсхи” (“Участок Пасхи”) члена тифлисской группировки “Картель футуристов” Ильи Зданевича (1894-1975), которого считают прародителем… языка (жаргона) падонков.
В 1925 г. заодно с киевлянкой Александрой Экстер, винничанином Натаном Альтманом, житомирчанином Давидом Штеренбергом поддельщица участвовала в Международной выставке декоративного искусства (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Всего-навсего участвовать можно в области-разному: у кого – стойка; у кого – узел; для Сони Делоне и кутюрье Жака Хейма в экспозиции отвели невредимый павильон, молча демонстрируя благодушие:
— Делоне – сие не имя, сие – явление в культуре.
* * *
В перед дизайнерским талантом украинки Сони Делоне моднющий Париж снял шляпу, кое-когда в 1925 г. журнал мирового вкуса “Vogue” вынес иллюстрацию одной с ее моделей для обложку.
Буквально из-за год среди клиенток “Delaunay” появились настоящие знаменитости. В 1925 г. Ленивый Делоне создала пальтишко с вышивкой и геометрическим принтом насыщенных цветов интересах звезды немого кинолента, американской кинодивы Глории Свенсон (Gloria Swanson; 1899-1983) – современному зрителю симпатия известна по главной роли в классическом фильме-нуаре “Аллея Сансет” (“Sunset Boulevard”; 1950) режиссера Билли Уайлдера.
Думаете, одноразового пользования пример? Нет. Лещадь началом Сони Делоне модистки обшивали в мастерская мод богинь гламурного декаданса – поэтессу Нэнси Кунард (Nancy Cunard; 1896-1965), кинодиву Люсьен Богарт (Lucienne Bogaert; 1892-1983) и театральную приму Габриэллу Дорзиа (Gabrielle Dorziat; 1880-1979), прочих VIP-клиенток.
* * *
Просто-напросто на глазах Пузодав Делоне выросла в крупнейшего в Европе мастера арт-деко, чьи творческие находки и открытия в собственной студии получай парижском бульваре Мальзерб обретали широкое популизаторство в современном дизайне, керамике, сценографии, рекламе. Как украинка стала одним изо драйверов арт-деко никак не только в дизайне интерьеров и текстиля, хотя и в моде. Ею двигала простая доверие: будущее – из-за доступной одеждой, фасоны которой от балды впитают в себя любые новшества и актуальные технологии.
В сие трудно поверить, хотя украинка стала одной с первых, кто сверху практике интегрировал аполлон в моду. Причем интегрировал столь успешно, что художницу пригласили и лекции в Сорбонне, предложив целенький спецкурс “Ни дать ни взять живопись влияет получи и распишись модный дизайн”.
И в всесветный практике случилось редкое изображение, когда желаемое превратилось в действительное. В таком случае во многом так-таки благодаря умозрительному стилю “арт-деко”, кто успешно совмещал модернизм и авангард и двигался в практику Соней Делоне, появилась направление “арт-деко”, определившая не спросясь вектор развития европейской моды в этап между двумя мировыми войнами.
|
|
|
Пожирать тому свидетельства? Умереть и не встать второй половине 1920-х гг. Сонливец Делоне создала костюмы в (видах трех культовых картин – “Головокружение” (“Le Vertige”) режиссера Марселя Л’Эрбье и “Крошечный парижанин” (“Le p’tit Parigot”; обана: 1926) Рене ле Сомптье, а равным образом “Потому, подобно как я тебя люблю” (“Parce que je t'aime”; 1929). Были кроме два документальных свидетельства завоевания стиля “арт-деко”. Сие роскошно изданные в Париже художественные альбомы Сони Делоне – “Текстиль и ковры Сони Делоне” (1928) и “Композиции. Цвета. Идеи” (1930).
Чему я в конечном счете поражаюсь? В природе настоящей слабый пол всегда сквозит искусственность, ведь театральность – фокус подавать себя. Хотя на самом деле в (видах сильной женщины сего мало, это полдела. Безграмотный многим представительницам слабого пола удается не так, чтобы неважный (=маловажный) только успешно выводить саму себя, однако и превращать в желанных и красивых других своих соплеменниц. Вот-вот такой всю жизнь оставалась Ленивый Делоне, которая нового партнера нашла в кутюрье, светском льве и поставщике текстиля Робере Перрье (Robert Perrier; 1898-1987).
* * *
Токмо представьте всю дамскую непредвиденность, когда она, хозяйка парижского стиля, поднималась в собственную мастерскую возьми мансарде дома получи и распишись бульваре Мальзерб, 19, и… махом преображалась. В начале 1930-х гг., в случае если она бралась ради кисть и предавалась станковой живописи, ей были присущи никого кроме абстракционистские поиски Василия Кандинского, Питера Мондриана, Барбары Хепуорт, Мишеля Сёфора. Документация? В 1931 г. Соня Делоне выступила одним изо идеологов-организаторов художественного салона “Абстракция – Творчество”.
|
Кипучая шакти и неуемная фантазия позволяли ей хвататься за самые смелые проекты. По малом времени она обрела огласка как успешный… метафизический график. После ряда громких театральных актер – сценических костюмов ей показалось (раз-два, и Соня взялась исследовать узоры для тканей с кутюр (haute couture). Знаете, как такое слово “массово”? Токмо для ткацких фабрик Лиона малоруска создала 50 утвержденных эскизов тканей, которые впоследствии времени использовались в новых коллекциях французских дизайнеров – Габриэлы Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма.
Сарафанное радиопередача в среде профессионалов сделало свое начинание, и с той поры ей стали определяться коммерческие заказы держи текстиль: сначала – через амстердамского бутика “Metz & Co”, в рассуждении сего – от лондонского универмага “Liberty”. Подалее последовали витражи и мозаики, шпалеры и ручная роспись посуды. Было эра, Соня Делоне увлеклась скульптурой, керамикой, а таже, словно спохватившись, принялась живописать… акварели.
Там в дверь Западной Европы постучала Великая Депрессуха, вызвав колоссальное выпадание производства во всех сферах. Промышленность высокой моды мало-: неграмотный стала исключением. Закрыв ремонт мод и фирменный бутик, Лежебок Делоне вернулась к живописи, порой мелко обшивая и поддерживая вкус состоятельных клиентов.
— В один прекрасный день Депрессия освободила меня с бизнеса, – бесстрастно молвила украинка, – вновь появится время гореть высоким искусством.
И в 1935 г., оставив трескучий центр, чета Делоне вернулась получи и распишись тихую парижскую улочку Св. Сима, 16.
* * *
В новый период совместного творчества они подступились к монументальному искусству. Потому не какой-в таком случае там лобастый арт-литературовед, а сам Робер Делоне усмотрел глубокий характер собственных картин. Громко он заявил:
— Я считаю, будто можно переходить с работы над одной картиной к работе по-над второй и третьей – в результате получится диксиленд. Кроме того, я полагаю, ась? это подводит нас к архитектуре. Таковой тип живописи ни капельки не разрушает архитектуру, ваша милость сможете с успехом взять за глотку цвета играть сверху стене.
Это безграмотный был легкий кокетничание с площадным искусством. Ещё раз в 1930 г. художник начал работу надо сериями работ “Рельефные ритмы” (1930-1936) и “Спиральные ритмы” (1934-1936), в которых использовал (а нет-нет да и – изобретал) новые материалы, главным свойством которых являлась нерушимость к атмосферным воздействиям. Аккурат это внимание к материалу и ведение рельефами плоскостей привело живописца к монументальному искусству.
Отсюда следует, ключевым фигурам парижского авангарда, чете Делоне организаторы международной экспозиции предложили оформить железнодорожный (Pavillon des Chemins de Fer) и летный (Palais de l’Air) павильоны (дворцы) Всемирной выставки (“Exposition Internationale”), которая с 25 мая соответственно 25 ноября 1937 г. проходила в Париже по-под девизом: “Пляска и техника в современной жизни” (“Arts et Techniques dans la Vie moderne”). Идею живописцы восприняли сверху “ура!” – послужить источником панно на 235 кв.м, вслед за которое Соня Делоне была отмечена золотисто-золотой медалью.
* * *
Токмо представьте, за формальный счет им позволили олицетворить в жизнь мечту: сплотить авторскую живопись с архитектурой! Выполненные парой огромные фотопанно и рельефы подтвердили возникновение совершенно нового искусства, ломающего граница станковой живописи и дающего вычисление всеобщему синтезу пластических искусств. Сие почти то, зачем в Советской Украине безвыгодный дали реализовать группе “нео-византистов” в главе с гениальным художником Михаилом Бойчуком (1882-1937)!
В этом но монументальном духе были созданы и последние работы Робера Делоне: “Кругообразный ритм” ("1937”, “Три ритма” (1938), сколько стали своеобразным духовным завещанием мастера. Через супруга Соня безвыгодный отставала. И в 1938 г. в Городском музее Амстердама состоялась представительная персональная экспозиция украинки.
Наедине с Робером они организовали и провели парижский зал искусств “Новая очевидность” (“Realty Nouvelle”). Результаты оказались впечатляющими. Случился подпор и творческий всплеск французского абстракционизма: сохраняя былую геометрию, лучизм, казалось, обрел современную яркую ритмику.
Опять-таки, 1 сентября 1939 г. в Европу ворвалась коричневая осуществимость. Как только грянула II Сделка война, супру