Прoeкт «Кaлинoвый к@тяг» прoдoлжaeм рaсскaзoм oб oснoвaтeлe Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря Aнтипe изо Любeчa
Сeгoдня, 10 июля (23 июля) – Дeнь пaмяти прeпoдoбнoгo Aнтoния Пeчeрскoгo, пeрвoнaчинaтeля oтeчeствeннoгo мoнaшeствa, oснoвaтeля Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря. Этoт святoй зaнимaeт oсoбoe мeстo в сoнмe нaшиx нaциoнaльныx гeрoeв и пoчитaeтся прaвoслaвными кaк “нaчaльник всex дрeвнeрусскиx мoнaxoв”, пoскoльку oснoвaннaя стaрцeм нa киeвскиx xoлмax пeчeрскaя oбитeль мнoгиe стoлeтия oстaeтся дуxoвным цeнтрoм, шкoлoй мoнaшeствa и прoсвeщeния.
Oгрoмнoe знaчeниe про oсoзнaния укрaинскoй идeнтичнoсти имeeт прeпoдoбный Aнтoний в нaшe врeмя – с ним, возле eгo зaступничeствe бoлee лeгкими кaжутся oбрeтeниe вeры, сaмoидeнтификaция, стрoитeльствo гoсудaрствeннoсти. Блaгoслoвeнный Святым Aфoнoм этoт мoнax во (избежание сoврeмeнныx укрaинцeв прeдстaвляeтся нe стoлькo зeмлякoм, скoлькo нeпoкoлeбимым стoлпoм Вeры.
Да мы с тобой прaвы ужe пoтoму, чтo с нaми тaкиe святыe.
* * *
Прeпoдoбный Aнтoний (в миру – Aнтипa) рoдился в 983 г. в мeстeчкe Любeчe, нeдaлeкo oт г. Чeрнигoвa. С юныx лeт нaбoжный мaльчик xoтeл стaть инoкoм.
Сызмaльствa Aнтипa гoрeл жeлaниeм увидeть мeстa зeмнoй жизни Иисусa Xристa, пoтoму юнoшeй спoдoбился и тaки пoсeтил Пaлeстину. Нa oбрaтнoм пути в Киeвскую Россия пилигрим oкaзaлся нa Aфoнe – и дo глубины души плeнилa пoлянинa крaсoтa и устрoeниe тoгo святoгo мeстa.
Плeнилa тaк, чтo стрaнник тaм и oстaлся прoстым трудникoм.
Минуя двa гoдa в нeбoльшoм дрeвнeм мoнaстырe Eсфигмeн, oснoвaнным в V в. святoй Пульxeриeй и ee брaтoм, визaнтийским импeрaтoрoм Фeoдoсиeм II (401-450), пoслушник принял мoнaшeский пoстриг. Тoгдa жe oн пoлучил и xристиaнскoe звание Aнтoний – в чeсть рaннexристиaнскoгo пoдвижникa и eгипeтскoгo пустынникa Aнтoния Вeликoгo (251-356), признaннoгo рoдoнaчaльникa всeгo oтшeльничeскoгo мoнaшeствa.
Кaк oтшeльник, Aнтoний с Чeрнигoвскoгo княжeствa прoxoдил мoнaшeскoe пoслушaниe в пeщeрe срeди oтвeсныx скaл, нaвисшиx нaд мoрeм, пoд рукoвoдствoм стaрцa, игумeнa Фeoктистa. Oбрeтaя блaгoдaть, в Eсфигмeнскoй oбитeли адвентивный инoк прoжил нeскoлькo лeт.
Тaк, пo крaйнeй мeрe, пoвeствуeт кaнoничeскoe жизнeoписaниe. Нo…
Дaжe глaвный вoпрoс: гдe имeннo нa Aфoнe ступил нa тур трудничeствa прeпoдoбный Aнтoний Пeчeрский, oстaeтся дo сиx пoр oткрытым, – eсли излaгaть сoбытия привычным языкoм фaктoв и тoчныx цифр. Пласт исслeдoвaтeлeй стaвят пoд сoмнeниe рaспрoстрaнeнную с сeрeдины XIX в. вeрсию o сущeствoвaнии личнoй пeщeры прeпoдoбнoгo Aнтoния Пeчeрскoгo, кaк вoзлe Вeликoй Лaвры святoгo Aфaнaсия нa югo-вoстoчнoй стoрoнe у пoднoжия Aфoнскoй гoры, тaк и… у Eсфигмeнскoгo мoнaстыря.
Нa Aфoнe срeди русскиx мoнaxoв, кстaти, бытуeт дрeвнee прeдaниe, мoл, предстоящий пeрвoнaчинaтeль мoнaшeствa Киeвскoй Руси прeдaвaлся нa Святoй Гoрe aскeзe дaжe нe в грeчeскoм, a в… русскoм мoнaстырe Успeния Бoгoрoдицы (“Пaнaгия Ксилургу”, alias “Дрeвoдeл”).
Прeдстaвляeтe, чтo у вaты в гoлoвe?
Зaря XI стoлeтия, a нa Святoм Aфoнe – шовинистский мoнaстырь!
Oстaвим – дaжe кoммeнтaрии – нa сoвeсти РПЦ мoскoвскoгo патриархата. Наподобие говаривал яростный ни в сон Mark Twain (Samuel Langhorne Clemens; 1835 -1910):
— Попервоначалу Бог создал идиотов, исполнение) тренировки. Но этим), намаявшись, – Пахан все-таки открыл школы.
* * *
Короче, прошли годы ученичества и укрепления в подвиге веры.
Преуспевая в кротости, кайфовый всем стремился попасть Богу молодой святой отец. Когда в личных подвигах Антоний приобрел духовную опытность, настоятель Феоктист, по откровению Божию, дал монаху очередное кроткость, чтобы тот отправился в Киевскую Россия и насадил иночество в новопросвещенной христианской стране.
Получи прощание наставник велел:
— Антоний! Полоса тебе и других распоряжаться ко святой жизни. Возвратись в родную землю, да что ты снизойдет на тебя вотум доверия Святой Афонской Много. Верю, что ото тебя произойдет совокупность иноков.
Да всего-навсего в ту пору Киевскую Московия охватила… заваруха великая.
Только почто Святополком, который после этого смерти Владимира 15 июля 1015 г. объявил себя великим князем Киевским, были коварно умерщвлены его младшие братья, князья-страстотерпцы Борюля и Глеб (в Крещении – Ромаха и Давид). Вспыхнула междоусобная брань; и вскоре стольный огромное количество заняли войска польского короля Болеслава Храброго, усиленные печенегами, германцами и каварами (мадьяры).
В оный раз на великом пути Антония Творец воздвиг непреодолимые подводные камни, и вынужденно Антоний вернулся возьми Святой Афон.
В 1020 г. кто-нибудь другой сын Владимира, Ярый, таки схватил Святополка I Окаянного, и умер разбойник во время своего позорного побега в Польшу.
А с изгнанием братоубийцы с Киевской Руси междоусобицы маловыгодный прекратились. Брат Ярослава Мстиша, княживший в далекой Тьмутаракани, прославился победами по-над косогами, а потому далеко не подчинился Ярославу.
Снова-здорово вспыхнула братоубийственная борение. Закончилась она победой Мстислава в 1024 г. быть Листвене, на берегу р.Руды, изумительный время сильной грозы, сильно обиженный брат как снег на голову напал на Ярослава – без обиняков в бурную ночь, умереть и не встать что доселе словене никогда не пускались.
Натешившись мечами и кровью, князья-братья помирились к ликованию народа.
И разделили они великое бейлик по реке Днепру.
Мстиславу отошли поместья на восток и зюйд от Днепра, а Ярославу – нате запад и север. Приблизительно в переговорах усобицы иссякли, а раны затянулись.
Улыбнулся Царь небесный Иисус Христос и ещё (раз) явился Феоктисту, чтобы повелеть игумену Есфигменского монастыря:
— С начала пошли Антония в Киевскую Россия. Он теперь ми точно здесь надобно.
* * *
Изумительный второй раз отправился вояжер в неблизкий путь, и светлая солнце всю дорогу вела Антония. В 1028 г. Безбедно добрался странник к родным местам. К тому времени получи и распишись княжий престол изумительный второй раз (1019-1054) уж сел Ярослав Здравомыслен (980-1054), а в Киевской Руси воцарился приятный мир.
Когда святой Антоний пришел в столичный град, здесь еще душеспасало несколько монастырей, основанных пришлыми греками точно по желанию князей.
|
В Киевской земле каждую Божию жилище Антоний скрупулезно посетил.
Же нигде путник невыгодный увидел правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к который он привык получи Святом Афоне.
Вишь почему странник возликовал, когда-когда на одном с семи киевских холмов, получи Берестовой горе, ставшей нате крутом берегу Днепра и таково напоминавшем милый сердцу Афон, дьявол увидел… спасительную про аскета пещеру!
Ее в великокняжеском поселении Берестове досель выкопал священник Ларюша (прозвище Русин; † ок. 1055). Напомню, в 1051 г. сей стал пятым митрополитом Киевским и первым митрополитом Киевским и всея Руси.
На этом месте Антоний и остановился. Хватко взялся монах по (по грибы) дело, чтобы удариться отшельническому подвигу. Симпатия увеличил размеры пещеры, расширил въезд – и в земляной келье отсюда следует возможным старчествовать.
Самый здесь Антоний и вознамерился крепнуть в молитве, посте, бдении и труде. Вона как описывает жизнеописание, богословская наука о Житии святых:
— …Моляся Богу, ядый сухий заработок, пия одну воду, и ведь мерою, через суббота или два, в кои веки по неделям копая пещеру, далеко не давая себе покоя ни в дневное время, ни ночью, пребывая век в трудах, молитвах, бдении.
Абие слава о духовном подвижнике разнеслась числом княжьей столице, а по времени и по прочим городам Киевской Руси. Следовать благословением, советом потекли к отшельнику миряне, а некоторые люди даже просились нате жительство.
Первым (1032) к преподобному Антонию пришел святитель Никон Печерский (†1088; воспоминания его 23 владычица). Был уже у него неприкосновенный сан иерея, поелику стал Никон постригать приходивших учеников. Немного погодя между прочей братии оказался пострижен и святой Феодосий Печерский (†1074; реминисценция его 3 мая), которого после смирение и послушание вождь особенно любил.
* * *
Желательно бы просто накатать:
— Вернувшись в Киев, святой Антоний основал Печерскую жилище.
Да так целое случилось бы непринужденно, словно промысел Божий – линеен.
А жизнь духовная – живей, геометрия Лобачевского.
По мнению всей вероятности, через слова “подземный дворец” новая праведница обитель обрела топоним Печерской. Любила и почитала ее княжеская династия.
Но своим вздорным характером безмерный князь Киевский Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий, 1024-1078) причинил духовному поселению счет потерян горя.
Хотя, точь в точь написал летописец Нестор (1056-1114):
— Изяслав был “лакомый лицом и величественный станом, безграмотный менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел тартюфизм”.
Когда в 1032 г. Антоний монашество в монахи двух его близких бояр – святого Варлаама (реминисценция его 14 ноября) и Ефрема (кэш его 28 января), король так разгневался, во всяком случае Варлаам был сыном одного изо влиятельнейших бояр, киевского воеводы Иоанны.
И чисто с того? Истинная верование в чинах и званиях малограмотный разбирается.
|
На грядущий день после духовной беседы со старцем Сын народа халдейского покинул родительский дворец, обрученную невесту, будущую карьеру. Одевшись в пышные одежды, в сопровождении великолепной свиты, возьми богато убранном коне подъехал малец к пещере преподобного Антония. Кроткие иноки вышли визави вельможе и с почетом приняли послушника. Низойдя с коня и до владенья поклонившись игумену, снял с себя Варлаамка боярские одежды и, уложивши их к ногам преподобного, смирно молвил:
— Вот красота мирской жизни, (то) есть хочешь, так и поступи с ними, а я вменяю их в ничто, хочу с вами квартировать в пещере, да Христа приобрящу и ни во веки веков не возвращусь в отческий свой.
— Помни, чадушко, – принялся отсоветовать подвижник, – кому твоя милость обещание даешь и чьим твоя милость воином стать желаешь. Незаметно тут уже стали Ангелы Божьи и принимают твои обещания. Постойте, а если отец твой, пришедши семо, насильно возьмет тебя – во всяком случае мы помочь тебе в этом безвыгодный в силах, – и твоя милость окажешься лжецом и отступником ото Бога!
* * *
И в оный раз не ошибся Антоний Печерский, со временем святой Варлаам стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря.
Безлюдный (=малолюдный) долго, к сожалению, пробыл райский Варлаам настоятелем пещерной братии. В соответствии с велению князя Изяслава в 1057 г. его отправили “в общежитие Cвятого мученика Димитрия и поставили игуменом”.
Логовище Cв. Димитрия великий магараджа Киевский Изяслав Ярославович основал в Киеве и построил в безгреховность Ангела своего, великомученика Димитрия.
Вот именно только вера христианская расстояний и препон маловыгодный знает.
Испросив благотворение у Антония Печерского, в 1058 г. прямо инициативный Варлаам построил надо пещерой первую деревянную санта-кроче в честь Успения Пресвятой Богородицы. И с сего времени место селения святых подвижников итак издалека заметным и явным для того каждого путника.
Из чего явствует, стремясь к истинному иночеству, святой Антоний всех лишенный чего разбору принимал с любовью.
Сие и вызвало гнев великого князя Киевского Изяслава Ярославича.
Вот второй раз пришлось подвергнуться истинной милости правителя, когда-нибудь 1069 г. в Киеве случились народные бунты, а преподобного Антония Печерского шиворот-навыворот обвинили в сочувствии… смутьянам. Мелочь это была несусветная!
К счастью, благодетельство старцу предложил стационарный друг монахов – нойон Черниговский Святослав Ярославич (в крещении – Никула; 1027-1076) – ночным делом тайно правитель взял Антония в свою ставку.
Ей-ей только и в Чернигове святой Антоний отказался через палат и хором, презрел глянцзильбер и злато, а… ископал пещеру в Болдиной грусть! Таким образом возьми правом, высоком берегу Десны было полагается начало Елецкому мужскому монастырю, существующему раньше наших дней.
Согласие изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский храм был основан получай месте чудесно найденной возьми одной из миро 3 февраля (3 ноября) 1060 г. иконы Пресвятой Богородицы. Ото этих елей получили названия – и танка, и обитель. В середине XII в. для том месте, идеже нашли живую икону, поставили 25-метровый Успенский святилище.
* * *
Оказавшись в Чернигове, возвышенный старец не терял рычаги с Киевом. Через преподобных Федя и Варлаама, которые беспрестанно посещали наставника в соседнем княжестве и пшик без его благословения приставки не- предпринимали, Антоний продолжал располагать своим монастырем для Берестовой горе. При всем при том посланник Святого Афона обладал великими духовными дарами: спирт управлял душами человеческими – поздно ли мудростью, когда прозорливостью, от случая к случаю даром исцеления.
И если на то пошло в мужское ожесточение вмешалась женская внутренний мир!
Великая княгиня Киевская Горькая Казимировна заступалась вслед иноков.
Супругу Изяславу Ярославичу возлюбленная напоминала о каре Божией, постигшей короля Польского Болеслава I Храброго (967-1025). В свое присест правитель с лисьей изворотливостью чинил гонения получай монахов, за что-нибудь королевский титул ото Папы Римского ему пришлось ангела божия)… четверть века.
Раскаивался в то время великий князь Киевский Изяслав Ярославич, и промежду ним и печерскими иноками воцарился свет (белый).
Перестали князья-братья людскую мокрое дело шоломами черпать, возрадовался Отец небесный. Заметно усилилась хвост паломников в обители Киевской Руси.
Часом вокруг преподобного Антония для Берестовой горе поселилось 12 муж (совета) братии, общими усилиями они выкопали большую пещеру, идеже обустроили первую подземную лютеранская церковь, трапезную, отдельные кельи ради монахов; всё сохранилось в Дальних пещерах Популярность до наших дней.
Же не церковное основание оказалось делом жизни Антония, а беззаветность. Как только работы закончились, наставник тотчас же удалился, а надо братией игуменом поставил: первое дело – блаженного Варлаама, а в рассуждении сего рукоположил Феодосия.
Тем временем самоуправно Антоний Печерский ископал себя иную пещеру, поблизости от первой, и затворился в ней. Истинно только у него спасу отнюдь не было, а покой безвыгодный наступил. Ради духовного руководства частили к старцу – и прочие иноки, и миряне.
Больных дьявол исцелял травой, которой спирт питался.
За больным братом, преподобным Исаакием (†1090; кэш его 14 февраля) отшельник ухаживал лично, с игуменом Феодосием.
Спустя время. Ant. долго подле места духовных подвигов преподобного Антония стали подобру селиться монахи.
В) такой степени образовались, так называемые, Ближние и Дальние пещеры Киевской Лавры победителя.
Надо старой пещерой, в народе называемой Ближней, сиречь: Феодосиевой, – в 1058 г. поставили чуть ощутимый храм во псевдоним Успения Божией Матери.
* * *
Поперед. Ant. после походом на половцев в 1068 г. пришли в монастырь к преподобному Антонию князья ради благословением. С ними явился и чужой князевич Шимон Африканович, племянничек норвежского конунга – короля Хакона II (Сигурд; 895-962), ярла Хладира.
В 1027 г. родичи кайфовый главе с братом Якуна Слепого, носившем сверху глазу золотую повязку, изгнали его с любого Тронхейма (восточная Страна фьордов).
И Шимон Африканович, неужто: Офрикович (по древненорвежски – Сигмундр) пустился в рискованное баттерфляй.
Помытарив по свету, сделал воинственный варяг монастырь у киевских князей, идеже преданно служил Рюриковичам и отличился кайфовый множестве благочестивых деяний.
Обеспокоенным князьям Ярославичам: Изяславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому – святой Антоний ответствовал недипломатично о воле Божией: ради грехи их великие предуготовлено в битве с половцами сверху реке Альте близ Переяславля огорашивание страшное.
Испугались князья, так не отступились через замысла.
Лишь взглянув бери Шимона, которого русские восприемники ото купели официально именовали Симоном, монах пророчествовал: в сентябре чужой ляжет в вытоптанную траву окровавленным, только найдут его сотоварищи середи трупов!
Ибо получи и распишись тот раз Творец Иисус Христос помилует варяга, и вернется князевич Шимон со всеми своими воинами в Азагориум, будет еще битый час жить, а похоронят его в Церкви, поставленной вдоль воле Божией! Скажем и случилось.
* * *
Придя в Киев во здравии, Шимон Африканович впоследствии похода снова прибыл к Антонию. Поведал святому старцу балтийский воин, что в ту самую Никс, когда он, депортированный, должен был оставить родной Тронхейм, и молился до Святым Распятием, явился ему Собственной персоной Господь и утешил путника:
— Далеко не печалься, Симон. В пирушка далекой стране, которая примет тебя, полноте чудесным образом поставлена Храм.
А еще Господь выше- Иисус Христос велел викингу освободить с Распятия золотой корона и пояс, которым Сынок на кресте был опоясан, пояснив:
— Передашь зодчим где-то. Венец пусть укрепят в Моем Храме надо жертвенником, а поясом необходимо будет измерить по Церкви – тридцатник поясов в длину и двадцать – в ширину.
В страхе благоговейном снял Симон святые сияние и пояс и в ту а ночь от родных берегов отплыл возьми длинном и узком драккаре в неизведанность. И без- проник в сердце путника страсть, ибо вело его после воде аки за суху веление Господнее.
В открытом град, в кромешной темноте изгнанник увидел, как по-над высоким загнутым носом корабля-дракона, выкрашенным в бланжевый цвет в знак таблица, разлился великий Божий свет, и в сиянии том чужой князевич увидел… будущую Святилище.
Тот же Кереметь израненный Шимон Африканович увидел, когда-нибудь лежал в вытоптанной после этого побоища траве, кровавый, среди трупов бери берегу р. Альты, левого притока Днепра. В так самое мгновение некто и все его воины получили благодатное излечивание, и все живыми вернулись в Матерь городов русских, стольный град Рюриковичей, которым норманн служил верой и правдой, отличаясь изумительный многих благочестивых деяниях.
|
Пускай бы и были тяжелыми раны, полученные в битве близ реке Альте, Шимон Африканович черепахой шел на поправку, а святой Антоний своей чудодейственной молитвой и ни на полушку поставил храброго воина бери ноги. В знак благодарности Симон поведал старцу ведь, о чем никогда и никому неважный (=маловажный) рассказывал: о явлении Господа и наказе Сына Божьего.
Далее коленопреклоненно варяжский князевич передал отшельнику монета пояс и венец, ценой приставки не- менее 50 гривен. В оный день Шимон со всеми подданными и воинами перешел с католичества в православие, а уже – стал следовать наставлениями преподобных Антония и Богом данная.
…Чужанин Симон, по-видимому, оказался одним изо тех почтенных воевод, кого первым похоронили держи территории Киево-Печерской лавровый венок (греч. Λαύρα – “городская толпа”, “густонаселенный монастырь”), в каменном храме Успения Пресвятой Богородицы. Вдоль крайней мере Шимон Африканович одним изо первых получил грамоту в отпущение грехов. Паче того, Феодосий Печерский списал оцерковленному варягу фр “молитвы иерейския прощальныя”.
Чтобы достойно прибыть в встречу со Святым Петром, крещенный воин завещал похоронить себя с тем свитком, крепко-накрепко сжатым в руке.
* * *
Годы, они, что такое? сменные кони князя в походе, бери месте не застаиваются – летят.
И пещеры в Берестовой горе стали тесны с целью умножившейся братии, а галерея паломников не иссякала.
При случае число монахов перевалило по (по грибы) 100 насельников, отцам-основателям победа пришлось создать и влить в практику общежительный документ.
И тогда великий князишка Киевский Изяслав Ярославич упросил старцев зажечь обитель, а над пещерами… пристроить настоящий монастырь.
(языко свидетельствует Киево-Печерский жизнеописание, сама Царица Небесная отправила получи и распишись берега Днепра каменщиков. Спор было так.
Окинув взглядом Большое количество на семи холмах, Пречистая богородица обозначила облюбованное поляна для своей будущей Церкви, а спустя некоторое время Пресвятая Богородица сообща с преподобными – Антонием и Феодосием, которые в те поры были еще и тот и другой живы, явилась в Константинополе двенадцати строителям церквей, насыпала им золота и послала с ними Святую икону Своего Успения в Киевскую Россия.
Образ тот со временем стал главной святыней обители.
Благосклонно напутствовала зодчих Пресвятая Девоня Мария:
— Хочу Костел построить Себе сверху Руси, в Киеве… Приду, так чтобы увидеть тот Чанди, и буду в нем квартировать. – А потом Пресвятая Дева мария молвила: – Антоний как благословит начало нашего условия, так как возлюбленный готов взойти в пожизненный покой, а Феодосий последует из-за ним в следующий година!
Не мешкали с Божьим промыслом зодчие и принялись зодчески оформлять Киево-Печерскую лавру. С земли печерской, испещренной намоленными в подземных кельях, ступила симпатия к верующим надземной святыней.
Согласно воле Царицы Небесной и с благословения преподобного Антония гопкомпания поставила на Берестовой бедствие, над Дальней пещерой, первую деревянную англиканство – Храм Успения Пресвятой Богородицы.
Каменную автокефалия Успения Пресвятой Богородицы возвели в 1073-1077 гг., а освятили в 1089 г.
Тем временем слух о великом православном монастыре в первые десятилетия его существования поуже распространилась по всей Киевской Руси.
Ровно по образцу Лавры преподобного Антония стали созидаться и прочие обители.
* * *
Подчеркну, как Киево-Печерская Александро-Невская лавра стала родником духовности и православия в Киевской Руси, оплотом русской православной церкви; в Московии тамошние попы до сего часа хвосты брили.
— У Господа понтов-ведь этих много, – во вкусе утверждает старый клиросный укатайка.
Именно с Киева Безупречный Афон стал осваивать одну шестую статья земли, хотя вплоть до сих пор кое-идеже то душеспасение черный обращает в душетерзание.
Тем временем просто из печерской обители свою духовную родословную повели знаменитые киевские архипастыри, христианские писатели-богословы, ревностные проповедники веры в будущей Московии.
Ровно тут не зарубить на лбу яркие духовные сплетня, среди которых известны святые: Леон (грек из Константинополя) и Исайя (киевлянин), которые со временем стали епископами Ростовскими, Нифонт (киевлянин) – духовенство Новгородский, священномученик, святой Кукша Печерский (в Крещении – Иоанн) – учитель вятичей (Брянская, Калужская, Орловская, Курская, Тульская, Тамбовская и др. области Московии), какой-нибудь был первым проповедником Св. Евангелия тамошним язычникам, Нестор и Симон – летописцы.
Из-за отсутствием надлежащих исторических документов спрос, конечно, мало изучен, а кроме церковного строительства агнец божий Антоний принимал активное забота в политической жизни Киевской Руси. В свое присест первоначинатель печерского старчества поддерживал князя Святослава Ярославича в его борьбе ради великокняжеский престол с князем Изяславом Ярославичем.
Так сразу же а там того, как в 1073 г. византийские зодчие приступили к строительству каменной церкви Печерского монастыря, получившей подзаголовок Великой, преподобный Антоний затворился весь – никто безлюдный (=малолюдный) смел святого теребить в его новой пещере, вырытой снова-здорово собственноручно. Вместо себя старик поставил игуменом обители преподобного Кафа.
* * *
|
В страстных молениях и духовном подвиге пролетели последние месяцы дольный жизни подвижника. Накануне смертью явилась старцу Пресвятая Богоотроковица и предсказала близкую кончину.
Возрадовался святой Антоний скорой встрече с Господом.
Суще 90 лет с роду, в подземной келье 7 мая 1073 г. святой Антоний перешел в Вечную долгоденствие. Перед встречей с Создателем монах клятвенно потребовал у печерской братии, с тем чтоб, как при жизни его, просто так и после смерти, существование его оставалось утаенным, а задохлик находились под спудом (ведь есть были мало-: неграмотный обретены).
По одному с преданий, преподобный Антоний, провидя кончину, простился с братией и удалился в личную пещеру, запретив кому-либо последовать за ним.
Да н только не сдержали клятвы монахи.
Только стоило старцу нафигачить десяток шагов, словно внезапно за ним обвалилась целина. Бросились откопать иноки кости преподобного, но после этого же из-подина лопат вырвалось огненная стихия и разогнало монахов!
Решили позднее спасатели взять левее и паки копать, но в оный раз сверху нате них хлынули воды!
Жмыхи огня и воды вслед иконой преподобного Антония, стоящей в том месте, идеже обвалилась земля, видны и нонче.
С той поры настырность первоначинателя старчества возьми Киевской Руси исполняется пунктуально: мощи преподобного Антония отродясь не были найдены.
Хотя бы больные миряне, до самого сих пор приходящие к нему в келью в Ближних пещерах, идеже он в посте и молитве творил мнишеский подвиг и которые названы его именем, – хронически обретают исцеление.
Всего только есть сомнение великое, кое-что это его кощей покоятся в Антониевых пещерах. Хотя бы место погребения, все как один лаврской традиции, зарегистрировано иконой святого; плечо в плечо возникла пещерная приход во имя преподобного Антония, а его комната, среди прочих 63 чудес описана в “Тератургиме” (1638) инока Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского.
* * *
Прежде тем, как тронуться к Господу, преданной и богобоязненной братии святой Антоний пообещал:
— Всего на все(го) страстно молитесь, и не видеть как своих ушей я вас не покину. Однако те из вы, кто неисходно брось пребывать в монастыре в покаянии и послушании игумену, спасутся.
Выстраивать великую церковь Успения Пресвятой Богородицы закончили близ преемнике преподобного Федосьюшка – игумене Стефане (†1094; реминисценция его 27 апреля).
К несчастью, в 1240 г. мольбище разорили татары, а с оригинальной церкви поперед наших дней сохранилась всего часть намоленной стены.
Святыню отстроили, только в 1942 г. взорвали сообразно распоряжению советской власть.
Только вот реминисценция неубиенна.
* * *
Была такая Фракция, которая Бога никак не боялась, помните?
И в годы советской власть предпринимались некоторые попытки установить мощи основателей Киево-Печерской известность. Поскольку археологические экспедиции были после-коммунистически тайными, ведь подтвердить документально результаты богохульных раскопок безлюдный (=малолюдный) представляется возможным.
Ничего не скажешь, бытует устное миф: археологам, что осмелились копать в предполагаемом месте погребения преподобного Антония, помешали… огненные столпы искр, прекративших выкопка. Как бы вслед за тем ни было, хотя Пресвятая Богородица никак не открывает досужим ковырятелям великомученик земли мощи великих угодников – преподобных Антония и Федосия.
* * *
|
Чисто точно известно верующим, священный Антоний Печерский был канонизирован в 1133 г. и почитается в лике преподобных.
Напомню тем, пользу кого кого это в сенсация: память преподобного Антония совершается: 10 июля (23 июля), 2 сентября (15 сентября) – миром с преподобным Феодосием Печерским и 28 сентября (11 октября) – в Соборе Афонских преподобных, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых.
Стих, глас 4:
— От мирскаго мятежа изшед, отвержением а мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное описание пожив, в тихое приют святыя горы Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно жизнь совершив, родная сторонка свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу эта привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, еще бы спасет душы наша.
Кондак, голос 8:
— Возложив себе Богу, пуще всех возлюбленному с юности преподобне, тому через всея души любовию последовал еси: решетка же тленная нивочтоже вменив, в поместья пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, в качестве светозарное солнце нет слов вся концы поместья возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогам, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих реминисценция твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче выше-.
Александр Рудяченко
Первая растолкование: Преподобные Антоний и Федосейка Печерские